Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ | |
|
Люди из стали 48.Фарит Шагалеев
Выложено 03 мая 2024
Он сажал вертолёт туда, куда невозможно и спасал сотни жизней. Как воевал первый Герой Советского Союза среди пограничников- "афганцев"
К моменту отправки в Афганистан Фарит Шагалеев уже имел достаточный лётный опыт: аэроклуб ДОСААФ, прыжки с парашютом, служба в армии командиром вертолёта. Потом экстерном окончил Сызранское ВВАУЛ и на 5 лет отправился в Тихоокеанский пограничный округ. В 1979 году Фарита Султановича назначили заместителем командира по лётной подготовке отдельной вертолётной эскадрильи Среднеазиатского пограничного округа в городе Мары.
Близкое знакомство с Афганистаном началось ещё до начала военных действий. Шагалеев возил туда грузы народно-хозяйственного значения. Свой первый боевой вылет совершил в январе 1980 года.
Особенно ненавидел Шагалеева полевой командир Абдула Вахоб. Развернув активную криминальную деятельность вблизи советских границ, он чувствовал себя спокойно, пока его не стали «доставать» лётчики 23-й вертолётной эскадрильи, которой командовал Шагалеев. Добычу полезных ископаемых и наркотрафик пришлось сворачивать. Это настолько вывело из себя боевика, что он объявил на лётчика масштабную охоту. И даже пообещал миллион афгани тому, кто приведёт «шурави» к нему, или хотя бы уничтожит. Но всё оказалось бесполезно.
Уровень управления вертолётом от Фарита Султановича можно было сравнить с искусством. Он сам чаще всего вспоминал, как «играл со смертью» в узком, извилистом ущелье, над которым был сбит наш вертолёт. Лётчик забыл о том, что его могут сбить тоже. Главным врагом стали скалы, которые чуть-чуть не цепляли за винт и колёса. Он делал крутые виражи, взлетал и снова лавировал.
Когда увидел сбитый вертолёт в глубине ущелья, сжалось сердце. О приземлении внизу не могло идти речи. Единственным шансом оставался выступ скалы, выдававшийся чуть влево пониже вершины. Фарит «встал» на него передним и основным колесом, зависнув третьей точкой над пропастью. Вместо неё с математической точностью включился профессионализм лётчика.
Пятнадцать минут люди поднимались на борт и каждую секунду из этого времени Шагалеев просчитывал движения ручкой управления – миллиметры влево или вправо. Он просчитывал вес, его перемещение по лестнице и внутри машины. Просчитывал на грани интуиции. Малейшее неверное движение и лопасти разобьются о скалу, или вертолёт сорвётся вниз. И то, и другое – верная гибель. Но он спас десантников и экипаж.
За все годы боёв в Афганистане он в любую погоду, днём или ночью мчался на помощь товарищам. Случалось, находился в воздухе по 14 часов и совершал до 20 посадок под огнём. Часто возвращался с пробоинами и различными повреждениями, но не потерял ни одной боевой машины. Первым из лётчиков начал высаживать десанты на высоте более 3,5 тыс. м, потом стал выполнять такие приказы и в ночное время.
В октябре 1981 года он вывез из окружения группу пограничников в 80 бойцов. В январе следующего года, защищая десант, залпом уничтожил группу моджахедов во главе с командиром. За период участия в боевых действиях лично спас более 300 боевых товарищей. Совершил свыше 1200 боевых вылетов на вертолётах Ми-8 и Ми-24.
Указом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 года подполковнику Фариту Султановичу Шагалееву было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В его же наградном активе ордена «Октябрьской Революции» и «За личное мужество», медали СССР и России.
В Афганистане он бывал в командировках несколько раз. Был среди тех, кто обеспечивал воздушное прикрытие выхода советских войск.
После войны служил на Камчатке. Пришлось поучаствовать в конфликте во время гражданской войны в Таджикистане. Тогда они охраняли таджикско-афганскую границу.
Вышел в запас в 1997 году и до конца жизни прожил в Москве.
К моменту отправки в Афганистан Фарит Шагалеев уже имел достаточный лётный опыт: аэроклуб ДОСААФ, прыжки с парашютом, служба в армии командиром вертолёта. Потом экстерном окончил Сызранское ВВАУЛ и на 5 лет отправился в Тихоокеанский пограничный округ. В 1979 году Фарита Султановича назначили заместителем командира по лётной подготовке отдельной вертолётной эскадрильи Среднеазиатского пограничного округа в городе Мары.
Близкое знакомство с Афганистаном началось ещё до начала военных действий. Шагалеев возил туда грузы народно-хозяйственного значения. Свой первый боевой вылет совершил в январе 1980 года.
Особенно ненавидел Шагалеева полевой командир Абдула Вахоб. Развернув активную криминальную деятельность вблизи советских границ, он чувствовал себя спокойно, пока его не стали «доставать» лётчики 23-й вертолётной эскадрильи, которой командовал Шагалеев. Добычу полезных ископаемых и наркотрафик пришлось сворачивать. Это настолько вывело из себя боевика, что он объявил на лётчика масштабную охоту. И даже пообещал миллион афгани тому, кто приведёт «шурави» к нему, или хотя бы уничтожит. Но всё оказалось бесполезно.
Уровень управления вертолётом от Фарита Султановича можно было сравнить с искусством. Он сам чаще всего вспоминал, как «играл со смертью» в узком, извилистом ущелье, над которым был сбит наш вертолёт. Лётчик забыл о том, что его могут сбить тоже. Главным врагом стали скалы, которые чуть-чуть не цепляли за винт и колёса. Он делал крутые виражи, взлетал и снова лавировал.
Когда увидел сбитый вертолёт в глубине ущелья, сжалось сердце. О приземлении внизу не могло идти речи. Единственным шансом оставался выступ скалы, выдававшийся чуть влево пониже вершины. Фарит «встал» на него передним и основным колесом, зависнув третьей точкой над пропастью. Вместо неё с математической точностью включился профессионализм лётчика.
Пятнадцать минут люди поднимались на борт и каждую секунду из этого времени Шагалеев просчитывал движения ручкой управления – миллиметры влево или вправо. Он просчитывал вес, его перемещение по лестнице и внутри машины. Просчитывал на грани интуиции. Малейшее неверное движение и лопасти разобьются о скалу, или вертолёт сорвётся вниз. И то, и другое – верная гибель. Но он спас десантников и экипаж.
За все годы боёв в Афганистане он в любую погоду, днём или ночью мчался на помощь товарищам. Случалось, находился в воздухе по 14 часов и совершал до 20 посадок под огнём. Часто возвращался с пробоинами и различными повреждениями, но не потерял ни одной боевой машины. Первым из лётчиков начал высаживать десанты на высоте более 3,5 тыс. м, потом стал выполнять такие приказы и в ночное время.
В октябре 1981 года он вывез из окружения группу пограничников в 80 бойцов. В январе следующего года, защищая десант, залпом уничтожил группу моджахедов во главе с командиром. За период участия в боевых действиях лично спас более 300 боевых товарищей. Совершил свыше 1200 боевых вылетов на вертолётах Ми-8 и Ми-24.
Указом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 года подполковнику Фариту Султановичу Шагалееву было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В его же наградном активе ордена «Октябрьской Революции» и «За личное мужество», медали СССР и России.
В Афганистане он бывал в командировках несколько раз. Был среди тех, кто обеспечивал воздушное прикрытие выхода советских войск.
После войны служил на Камчатке. Пришлось поучаствовать в конфликте во время гражданской войны в Таджикистане. Тогда они охраняли таджикско-афганскую границу.
Вышел в запас в 1997 году и до конца жизни прожил в Москве.
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1529461
Последние просмотры Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1529461
Последние просмотры Написать нам
Добавить комментарий