Pokazuha.ru
Автор: vaiateli
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1031790

Глиптика
Творчество


Глиптика - (от греческого glypho - вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твердых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков. Древнейшие произведения созданы в Древнем Двуречье и Древнем Египте в 4-м тысячелетии до н. э. Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея. Высокого расцвета достигло искусство глиптики в Древней Греции и Древнем Риме. Особого расцвета достигла портретная глиптика ("Камея Гонзага" с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III век до н. э.). В Западной Европе искусство глиптики вновь возрождается в эпоху Ренессанса.
Глиптика, как ювелирная техника резьбы на драгоценных и поделочных камнях, была известна еще в IV тысячелетии до нашей эры. Она широко применялась мастерами Месопотамии, Древнего Египта и островов Эгейского моря. Основные глиптические произведения - геммы, камни различной конфигурации, чаще овальной, с вырезанным рисунком. По характеристики выполнения геммы подразделяются на интальо и камей. Интальо - рисунок формируется вглубь камня, камеи имеют выпуклые формы. В качестве исходного материала использовались мягкие камни - серпентин, гематит, и твердые - сердолик, агат и различные халцедоны, хрусталь. Первоначально интальо были известны как единственный вид произведений глиптики. Например, при раскопках захоронений I века нашей эры, была найдена инталия из камня халцедон с изображением птицы клюющей рыбу. Выполнена она была мастерами за пять веков до захоронения. Такой сюжет очень распространен для античных инталий, например, в гербе города Синоп центральной темой был рисунок орла нападающего на дельфина.
Наши предки украшали себя резными фигурками животных, птиц и людей, носили первые перстни-печатки, в основном изображавшие жука скарабея. Например, перстень Юлия Цезаря изображал «Вооруженную Венеру» или «Venus armata». При соприкосновении перстня с воском или глиной получались прекрасные оттиски - прародители нынешних чернильных штампов. В IV веке до нашей эры ювелиры эпохи Эллинизма начинают создавать первые камеи. По сравнению с интальо это были настоящие сцены из древних мифов, изображения лиц богов и людей, выполненные в цветном камне. По предположениям слово «камея» в переводе с итальянского языка означает «морская раковина», что вполне соответствует действительности, так как изначально для изготовления этого вида гемм использовались раковины моллюсков. Самой известной из гемм является камея «Гонзага», названная по фамилии герцога Людовика Гонзага, чья семья владела украшением на протяжении XVI - XVII веков. Камея изображала лики египетского правителя Птолемея II и Арсинои, его жены. Изготовил украшение неизвестный мастер, живший в III веке до нашей эры, из многоцветного агата в три слоя, обрамив золотом.
Страстной поклонницей камей была императрица Екатерина II, чья роскошная коллекция хранится в Эрмитаже. Во времена ее правления античного вида украшения пользовались большим успехом, чем бриллианты. Золото, жемчуга, драгоценные камни являлись лишь дополнением к произведениям глиптики.