Pokazuha.ru
Автор: joe63
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1178534

Страсбургский собор и город вокруг него
Картинки > Фотографии


Если бы меня попросили назвать архитектурное произведение, которое потрясло меня больше всего, я бы, не колеблясь ни секунды, сказал: «Страсбургский собор».
Я не случайно назвал свою публикацию именно так, а никак иначе, потому что для меня Страсбургский собор больше города, в котором он стоит. Он выше всех домов раз в восемь-десять, но при таких разных масштабах ощущение пропорций нарушается, и кажется, что он выше раз в сто. Это вызывает первый шок, а их будет еще много. Когда подъезжаешь к городу, собор видно очень издалека. Он стоит, как гигантский призрак, а город у его подножия выглядит каким-то игрушечным. Особенно усиливается этот эффект, если попадаешь в Страсбург в туманный день.
Следующий шок испытываешь, когда видишь собор вблизи. Кажется, Гете сравнивал его с тысячей музыкантов, которые потрясающе слаженно играют одну великую мелодию. По-моему, точнее не скажешь, только этих музыкантов, а точнее архитектурных деталей, по-моему, куда больше тысячи, и ни одна из них не лишняя, но и прибавить тоже уже ничего нельзя. Готическая насыщенность доведена здесь до самого высокого предела. Дальше пути нет.
Собор строился долго. Начали еще в 1015 году. Башню достроили в 1439. Ее высота – 142 метра. С 1647 по 1874 год Страсбургский собор был самым высоким архитектурным сооружением в мире. До 1647 года пальма первенства принадлежала Мариенкирхе (церкви Св. Марии) в Штральзунде. Ее башня имела в высоту 151 м, но она сгорела после попадания в нее молнии. Видимо, при ее строительстве использовались деревянные перекрытия. В Страсбургской башне никаких деревянных деталей нет.
Как нетрудно догадаться, собор был задуман двухбашенным, но вторую башню так никогда и не построили. По какой причине – большой вопрос. Возможно по той же, по которой в средние века не достроили большинство готических соборов – из-за нехватки денег. Но есть и другое объяснение. Почва в здешних местах достаточно зыбкая и говорят, что строительство второй башни могло вызвать обрущение собора. Так или иначе, но в жизнь и в историю искусства он вошел таким, какой есть.
Эльзас, центром которого является город Страсбург, всегда находился на стыке между Францией и Германией и многократно переходил из рук в руки. Часто высказывается мнение, что Страсбургский собор относится как к французской, так и к немецкой готике. Это, наверное, так и есть, но, на мой взгляд, только отчасти. Все-таки это куда в большей степени готика французская, но помноженная на немецкий размах. Тем не менее все главные архитекторы, которые его строили, начиная примерно с 1290 года, когда и сложился его облик, были немцами. От первых двух дошли только имена без фамилий. До 1318 года строительством руководил некий Эрвин, а с 1318 по 1340 некий Йоханн. Затем их последовательно сменили Герлах, Михаэль фон Фрайбург, Клаус фон Лоре, Ульрих фон Энзинген и Ханс Хюльц. Жаль, что абсолютному большинству людей, даже специалистов, эти имена ничего не говорят. Это были одни из самых выдающихся архитекторов в истории.
Собор построен из материала, мало подходящего для сооружения чего-то столь гигантского – песчаника. Если быть совсем точным – так называемого вогезского песчаника. Он, конечно, очень красив, его цвет в зависимости от освещения меняется от почти серого до ярко-розового, но недостаточно прочен. Тем не менее, собор стоит, и даже две мировые войны ничего не смогли с ним сделать. Однако самый опасный для себя момент он пережил не тогда, а в 1793 году. Революционерам он, а точнее его башня, не понравилась. Ее высота показалась им надругательством над идеей всеобщего равенства, и они решили ее снести. Собор спас местный кузнец по фамилии Зюльтцер, который очень вовремя подкинул этим мракобесам идею надеть на шпиль собор гигантский фригийский колпак – символ революции, который будет виден очень издалека. Они пришли от нее в восторг, и собор был спасен.
В заключение все-таки скажу несколько слов и о городе. Страсбург очень красив и сам по себе, но это очень земной город, в котором, в отличие от собора ничего сверхъестественного нет. По нему очень приятно бродить, не думая ни о чем великом, но то и дело, то тут, то там, вдруг между домами или над ними становится виден собор, и каждый раз это вызывает какую-то оторопь.
Фотографии, как обычно, собственные. За последние годы в Страсбурге несколько раз, но мне не слишком повезло. В первый, когда стояла отличная ясная погода, шпиль башни был в лесах. Но в последующие приезды, когда их сняли, стояла зима, и с освещением были серьезные проблемы. Так что не стреляйте в фотографа, он снимает, как умеет.