Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1232877

9 ноября в 1911 году прошло успешное испытание первого в мире авиационного ранцевого парашюта РК-1 конструкции Глеба Котельникова.
Картинки > Разное


Глеб Котельников родился в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. В детстве он получил прекрасное образование, отличался явными способностями не только к точным наукам, но и к музыке, литературе, увлекался театром. Закончив с отличием Киевское военное училище и прослужив год в царской армии, Котельников поступил на службу в Акцизное ведомство. Но творческая составляющая натуры взяла свое, и через несколько лет Глеб вернулся в Петербург и стал актером труппы Народного дома на Петербургской стороне.
К изобретению парашюта Котельникова подтолкнула трагедия: на его глазах погиб летчик, выпав из перевернувшегося аэростата. Котельников вспоминал об этом: «Гибель молодого летчика в тот памятный день настолько меня потрясла, что я решил, во что бы то ни стало, построить прибор, предохраняющий пилота от смертельной опасности». В дальнейшем изобретатель отдал этой задаче много сил. Он писал: «Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую, и более года работал над изобретением нового парашюта».
До Котельникова попытки конструкторов разработать спасательное устройство заканчивались неудачей. Парашюты были тяжелыми и неудобными, пользоваться ими было крайне сложно. Целью Котельникова было создание предельно простого парашюта. Он придерживался принципа, что устройство должно «всегда быть при мне».
Задача была решена с помощью пружин, находившихся на дне металлического ящика, который крепился за плечами парашютиста. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.
Желающих испытывать изобретение нашлось немного. Единственного добровольца звали Иван Иванович, и был он манекеном, сделанным собственноручно конструктором. Несмотря на то, что испытания (повторенные неоднократно) прошли успешно, Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство.
В резолюции главнокомандующего Российскими воздушными силами великого князя Александра Михайловича на ходатайстве о введении парашютов Котельникова как обязательного снаряжения летчиков было сказано:
«Парашюты в авиации – вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!».
В итоге патент на парашют Котельников получил во Франции. Русское изобретение быстро получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нем только в ходе первой мировой войны.
Доработкой детища Котельникова занимались лучшие конструкторские бюро Советского Союза. Современный парашют состоит из тысячи деталей. Сейчас специалисты работают над его аэродинамическими свойствами, стараются сделать более маневренным и удобным.
Один из первых образцов парашюта конструкции Котельникова сейчас хранится в музее ВДВ в Рязани.