Pokazuha.ru
Автор: Vova Chuma
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1235602

Автолегенды СССР. Внедорожники ГАЗ-69, -69А
Картинки > Автомобили


ГАЗ-69 — советский легковой автомобиль повышенной проходимости. Производился с 1952 по 1972 год.

21 апреля 1947 года вышло Постановление Совета министров СССР №1118-325, а затем и Приказ №34 Министерства автомобильной и тракторной промышленности, официально предписывающие Горьковскому автозаводу начать работы по созданию нового вездехода. 30 июня того же года и основной заказчик – Главное артиллерийское управление РККА – выдал тактико-технические требования на автомобиль (у военных он обозначался как АТК-Л – «артиллерийский тягач колесный легкий»). Согласно требований ГАУ, легкий автомобиль-тягач должен был быть способен буксировать прицепы (батальонные артсистемы) весом до 800 кг, а также предназначался для перевозки боеприпасов, крупнокалиберных пулеметов, 82-мм минометов и их боевых расчетов. Без прицепа автомобиль планировалось использовать в качестве командирской машины, машины связи, разведки.
Общую компоновку автомобиля выполнил Ф.А. Лепендин, над трансмиссией работали В.С. Соловьев (будущий Главный конструктор АвтоВАЗа), Б.А. Дехтяр, С.Г. Зислин. Кузов, которому был присвоен внутризаводской индекс «76» (то есть, по принятой до войны классификации горьковской продукции, полное название вездехода звучало бы как «ГАЗ-69-76»), был спроектирован под руководством Б.Н. Панкратова при активном участии Ю.А. Фокина. За проектирование рамы с лонжеронами закрытого сечения отвечал В.Ф. Филюков.
В отличие от своего предшественника ГАЗ-67Б, имевшего низкооборотистый высокомоментный двигатель ГАЗ-ММ, ГАЗ-69 получил двигатель осваивавшейся в производстве «Победы» мощностью 50 л.с. с относительно небольшим крутящим моментом (12,7кгм против 17…18кгм у прежнего двигателя). Сцепление и трехступенчатая коробка передач (с измененными передаточными отношениями) были заимствованы также от М-20, при этом силовой диапазон последней предполагалось увеличить за счет применения двухступенчатой раздаточной коробки, поскольку особенно в зоне низких оборотов необходимо было улучшить моментную характеристику силового агрегата. В итоге, по сравнению с ГАЗ-67Б, новая модель обеспечивала более широкий диапазон тягового усилия (на понижающей передаче момент, поступающий к ведущим колесам, возрастал почти в 2,5 раза). Для надежного запуска двигателя автомобиль был оборудован предпусковым подогревателем.
Опытные образцы начали изготавливаться в 1948 г. Первые опытные образцы носили название «Труженик».
Следует отметить, что ни один узел ГАЗ-69 не являлся принципиальной новинкой – при создании опытных образцов «Труженика» карданные шарниры, колесные тормоза с гидроприводом, рулевой механизм и задние амортизаторы использовались от «Победы», ведущие мосты были заимствованы от ГАЗ-67Б (со ступицами колес на конических роликоподшипниках и полностью разгруженными полуосями). Ручной тормоз — центральный, дисковый, как на ГАЗ-51 (в серию впоследствии пойдет барабанный тормоз). У него же позаимствовали и контрольные приборы, осветительную арматуру. Благодаря такому подходу существенно удешевлялось производство и в последующем упрощалось снабжение автопарка страны запасными частями.
По комфорту ГАЗ-69 вплотную приблизился к легковым автомобилям того времени – металлические двери вместо брезентовых фартуков у ГАЗ-67Б, штатно устанавливающийся отопитель салона (следует отметить, впрочем, что отопитель подавал при помощи электрического вентилятора тёплый воздух только на ветровое стекло, а к ногам водителя и пассажира тёплый воздух поступал только при движении автомобиля через открывающийся за капотом воздухозаборник – по этой причине зимой в салоне стоящего автомобиля было холодно), стеклоочистители с электроприводом, синхронизированная коробка передач существенно улучшали условия «обитаемости» в салоне.
Внешность ГАЗ-69 и его весо-габаритные характеристики также претерпели некоторые изменения – масса автомобиля повысилась на 60 кг, длина увеличилась на 30 мм, ширина — на 35 мм, высота — на 60 мм. Кроме того, в процессе подготовки к серийному производству автомобиль утратил имя «Труженик», которое на опытных образцах было отштамповано на боковинах капота – на предсерийных и серийных образцах место этой надписи заняли лувры вентиляции подкапотного пространства.
Серийный выпуск начат летом 1953 г. Выпускался на ГАЗе до 1956 года, позже производство было полностью передано в Ульяновск — на бывший УльЗИС, в войну собиравший грузовики ЗИС-5В, а в конце 1940-х — полуторку ГАЗ-ММ-В. С началом производства ГАЗ-69 предприятие было переименовано в Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Как и предыдущие горьковские «вездеходы» (ГАЗ-64, ГАЗ-67, ГАЗ-67Б), ГАЗ-69 в народе назывался «козликом».
С самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях: ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным кузовом (водитель и передний пассажир и шесть человек на продольных трёхместных лавках сзади, откидной задний борт) и сельскохозяйственный (командирский) ГАЗ-69А с четырёхдверным пятиместным кузовом с комфортабельным трёхместным задним сиденьем. Производство семейства ГАЗ-69 Горьковский завод начал в 1953 году, причём параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. Полностью на выпуск ГАЗ-69 и ГАЗ-69А из узлов собственного производства УАЗ перешёл после 1956 года.
Автомобиль оказался очень удачен и очень быстро стал востребован – в Советской Армии они служили в качестве командирских машин или использовались в роли тягачей для небольших орудий. Также на ГАЗ-69 устанавливались радиостанции, оборудование химической и радиационной разведки, индукционные миноискатели и даже монтировались ПТУР «Шмель». В народном хозяйстве ГАЗ-69 служили в качестве транспорта для лесников и геологов, сельских врачей и председателей колхозов, милиции и пожарных, небольшими партиями выпускались подметально-уборочные автомобили Т-5. ГАЗ-69 даже несколько лет эксплуатировался на дрейфующих полярных станциях СП-3 и СП-4.

За два десятилетия производства ГАЗ-69 и ГАЗ-69А было выпущено свыше 600 тысяч машин. ГАЗ-69 экспортировался в 56 стран мира в разных климатических исполнениях (ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ), кроме того, в 1957 году техническая документация на массовое производство была передана в Румынскую компанию «ARO», а в 1962 году — в Северную Корею.
Различными авторемонтными заводами и структурами МВД СССР автомобиль дорабатывался путем снятия тента и установки цельнометаллической крыши.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Двигатель, трансмиссия
Тип двигателя — 4-тактный, бензиновый, карбюраторный.
Количество цилиндров — 4.
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 82x100
Рабочий объём цилиндров — 2,12 л.
Степень сжатия — 6,2—6,5.
Максимальная мощность — 50 л. с. при 3600 об/мин.
Максимальный крутящий момент — 12,7 кгм при 2000 об/мин.
Сцепление сухое, однодисковое.
Коробка передач двухходовая, с тремя передачами вперёд и одной назад. Передаточные числа: 1-я передача — 3,115; 2-я передача — 1,772; 3-я передача — 1,000; задний ход — 3,738.
Раздаточная коробка шестерёнчатая, имеет две передачи с передаточными числами 1,15 и 2,78. Низшая передача (2.78) может быть включена только после включения переднего моста.
Карданных валов три: промежуточный, задний и передний.
Главная передача одинарная коническая, со спиральным зубом. Передаточное число главной передачи переднего и заднего мостов — 5,125. Полуоси полностью разгруженные.

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Длина - 3850 мм
Ширина - 1750 мм
Высота - 2030 мм
Колёсная база - 2300 мм
Передний угол свеса – 45 град.
Задний угол свеса – 35 град.
Масса - 1525 кг
Скорость максимальная - 90 км/ч
Размер шин - 6,50-16
Запас топлива - 48 л главный бак, 27 л дополнительный бак, на ГАЗ-69А один бак на 60 л