Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1236697

«Ленин» - первый в мире атомный ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, была открыта новая страница в истории Арктической «дороги жизни» - Северного Морского пути.
Картинки > Разное


Северный морской путь — одна из морских магистралей на пути из Азии в Европу, имеющая значительно меньшую протяженность, чем альтернативный маршрут через Суэцкий канал и, конечно, мыс Доброй Надежды. Так, протяженность Северного морского пути составляет 14 280 км. Для сравнения, длина маршрута через Суэцкий канал приближается к 24 000 км, а вокруг мыса Доброй Надежды - к 30 000 км. Основное назначение Севморпути сегодня — обеспечение продовольствием и другими товарами жителей российского Севера, а также перевозки полезных ископаемых с арктических месторождений.Вспомним шесть главных шагов в освоении Северного морского пути – «национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике», как определяет Севморпуть законодательство РФ.
1. Поморы и их экспедиции на кочах. Русские поселенцы, поморы, поселись на территории западного берега Белого моря от Онеги до Кеми в начале прошлого тысячелетия. Для длительных плаваний по северным морям они сконструировали парусное судно, которое получило название «коч». На кочах были осуществлены и первые выдающиеся экспедиции русских мореплавателей. Так, в 1601-1602 годах помор Лев (Леонтий) Иванович Шубин совершил плавание из Северной Двины в Тазовскую губу, где позже был основан город Мангазея - первый русский заполярный город в Сибири. Мангазейский морской путь — маршрут из Белого моря в Западную Сибирь — стал одной из важнейших транспортных магистралей поморов. В 1648 году в экспедицию отправились Семен Дежнев и Федот Попов. На семи кочах они прошли от реки Колымы (Магаданская область) до Берингова пролива, отделяющего Аляску от Чукотки. Об этом великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 году. Обогнув крайнюю восточную точку Азии, русские мореходы назвали ее «Большим Чукотским Носом» - сегодня он известен как мыс Дежнева.
2. «Таймыр» и «Вайгач». Экспедиция под командованием Бориса Вилькицкого началась в 1914 году. Два ледокольных корабля, «Таймыр» и «Вайгач», вышли из Владивостока в начале июля с целью достичь Архангельска через моря Северного Ледовитого океана и провести по пути океанографические исследования. Плавание проходило в тяжелых условиях, и экипаж был вынужден зимовать среди льдин в районе полуострова Таймыр с сентября 1914 по июль 1915 года. Лишь с началом навигации 1915 года, когда льды ослабли, корабли смогли продолжить свой путь.
3. Экспедиция «Литке». Первым кораблем, прошедшим весь путь с востока на запад за одну навигацию, был ледорез «Федор Литке», названный в честь адмирала и исследователя Арктики Федора Петровича Литке. Ледовая защита судна была довольно легкой для таких суровых условий и удивительно, что именно ему, а не мощным ледоколам, удалось в 1934 году пройти Северный морской путь «за один присест». Особенностью его конструкции было то, что он прокалывал лед своим острым корпусом, а не продавливал его, как это делали ледоколы. Позже «Федор Литке» установил еще один рекорд — во время экспедиции 1955 года была найдена глубочайшая точка Северного Ледовитого океана - 5449 метра - впадина Литке.
4. «Челюскин» — главная героическая сага 30-х годов. В 1933 году пароход «Челюскин» отправился в сквозной рейс по Северному морскому пути. В то время он был одним из самых современных грузо-пассажирских кораблей, сконструированных для навигации в водах Северного Ледовитого океана. Названное в честь русского мореплавателя Семена Ивановича Челюскина, судно вышло из Мурманска в сторону Владивостока 2 августа. Достигнувшее района Берингова пролива, оно было вынесено льдами обратно в Чукотское море, где «Челюскин» потерпел кораблекрушение в феврале 1934 года. Через два дня началась операция по спасению более ста человек, которые покинули борт тонувшего судна и ожидали помощи на льдинах. Под командованием Валериана Куйбышева пострадавшие были эвакуированы с помощью авиации в течение 2 месяцев. Полярные летчики, участвовавшие в операции, получили первые в СССР награды Героев Советского Союза.
5. Атомные ледоколы «Ленин» и «Арктика». Первый в мире атомный ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года. Впервые появилось судно, которое могло круглогодично проводить суда практически по любым маршрутам в Северном Ледовитом океане. Однако даже «Ленину» не удалось осуществить одну из самых амбициозных целей в мировой истории судостроения — достичь Северного полюса по поверхности океана. Это достижение осталось следующему поколению атомных ледоколов. Так, ледокол «Арктика» достиг самой северной широты в 1977 году. Сам «Ленин» зарекомендовал себя настоящей «рабочей лошадкой», проводившей караваны судов вплоть до 1990 года.
6. Китайское судно «Юншен». В результате глобального потепления и, как следствие, массового таяния арктических льдов, Севморпуть открывает новые возможности для навигации вдоль северных берегов России. Примером тому служит китайское грузовое судно «Юншен» (Yong Sheng) компании Cosco Group, вышедшее из порта Далянь в Роттердам 8 августа. Оно прибыло в голландский порт 10 сентября, доставив около 19 тысяч тонн металлических изделий. Весь маршрут судно прошло за 34 дня. Для сравнения, путь через Суэцкий канал в среднем занимает 48 дней. Таким образом «Юншен» стал первым китайским сухогрузом, который совершил коммерческое путешествие по арктическому пути.