Pokazuha.ru
Автор: вуглускр
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1317420

Легенды Кремля. «Сердце красавицы склонно к измене...»
Разное > Истории


Любимыми оперными певцами И. В. Сталина были солисты Большого — Михайлов и Козловский. Иван Семенович неоднократно пел на плановых и внеплановых банкетах в Кремле. После одного из таких выступлений его стали просить, чтобы еще спел:
— Спойте арию...
— Нет, лучше романс!..
Тут вмешался Сталин:
— Нельзя покушаться на свободу художника. Товарищ Козловский хочет спеть «Я помню чудное мгновенье».

Однажды среди ночи Ивана Семеновича вызвали в Кремль, как всегда, на внеплановый банкет. Сталин захотел послушать «Сулико». Козловский, холодея от страха, сказал, что не может петь, что у него болит горло и он боится вообще потерять голос.
«Хорошо, — добродушно ответил Сталин, — пусть Козловский бережет свой голос. Пусть тогда послушает, как мы с Берией поем. Иди, Лаврентий, петь будем». Сталин и Берия встали рядом и спели для Козловского «Сулико», причем весьма даже неплохо.

В 1938 году, после очередной ссоры с руководством, дирекция Большого театра Козловского уволила. Примерно через год после этого в Кремле захотели послушать известного тенора.
Естественно, Козловского немедленно разыскали и привезли. Иван Семенович в тот вечер был в ударе. Он пел действительно очень хорошо. Особенно понравилась Сталину «Песенка герцога» из «Риголетто» Верди.
— Повторите, пожалуйста, еще раз, — сказал Сталин.
Козловский показывает рукой на горло. Возможно, ему было тяжело вытянуть два раза подряд свое знаменитое заключительное фермато*. Сталин очертил пальцем на левой стороне своей груди кружок. Козловский, поняв знак, все же спел еще раз: «Сердце красавицы склонно к измене...»
Вскоре это «сердце красавицы» принесло ему триумфальное возвращение в Большой театр на небывало выгодных условиях, орден Ленина и звание Народного артиста СССР (1940 г.).

*) Фермата (итал. fermata — «остановка», «задержка») — знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению длительность ноты, обычно в 1,5-2 раза, но возможно и более (особенно если фермата заключительная) вплоть до «пока не растает звук».