Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1369958

Отечественная спецтехника на Службе быта СССР, «национального проекта» 1960-х.
Картинки > Автомобили


В 1965 году в СССР для улучшения бытового обслуживания населения в союзных республиках были образованы специальные министерства. Сегодня трудно представить, что своим появлением Служба быта обязана государственной идеологии, утверждающей, что строящие коммунизм советские люди не должны отвлекаться на решение мелких повседневных проблем. Государство предлагало своим гражданам своеобразную сделку: все бытовые хлопоты и часть домашней работы перекладываются на плечи специализированных учреждений и предприятий, централизованно выполняющих ту или иную работу, а освобожденное от домашней суеты население гармонично развивается, всячески способствуя построению нового общества. В действительности, в эту концепцию вписывались лишь прачечные и химчистки, а также фабрики-кухни и кулинарии, предлагавшие хозяйкам реальную альтернативу стирке и готовке. Ремонт обуви, бытовой техники (при условии, что таковая имелась) или стрижку граждане также редко пытались осуществлять своими силами. Как бы то ни было, но пафосная позиция государства принесла вполне реальные и, надо заметить, весьма симпатичные плоды. На рубеже 1950-60-х годов жизнь определила основные направления работы в сфере быта: банно-прачечные услуги; ателье по индивидуальному пошиву одежды; фотоуслуги; ремонт обуви, металлоремонт, изготовление ключей; ремонт бытовой техники; ремонт часов. Безусловно, прачечные, парикмахерские или, например, сапожные мастерские существовали и в старорежимные времена. С точки зрения методики оказания мелких бытовых услуг, государство в середине 60-х не придумало ничего нового. Новизна заключалась в стратегии, выраженной в создании централизованного института. Сейчас реформу подобного масштаба назвали бы «национальным проектом». До 1965 года, когда в управлении народным хозяйством произошел возврат от введенных в 1957 году совнархозов к министерствам, бытовые услуги осуществлялись учреждениями, подчинявшимися либо республиканским министерствам жилищно-коммунального хозяйства, либо союзам потребительских обществ (Потребкооперция, Центросоюз). При этом уровень подчинения и финансирования был «местечковым». Ни о каком расширении сферы или географии деятельности каждым конкретным предприятием не могло быть и речи. К примеру, если на углу улицы стояла будка сапожника дяди Пети, то этот мастер чинил, лишь ту обувь, что приносили ему клиенты — ни больше ни меньше, и никогда ему не пришло бы в голову покидать привычную будку и идти со своим ремеслом «в народ». В 1965 году все предприятия, работающие в сфере услуг, были переподчинены специально созданным республиканским министерствам бытового обслуживания населения (сокращенно — МБОН или Минбыт). Централизация позволила вывести финансирование и управление на иной качественный уровень. В крупных городах начали строиться Дома быта, посетители которых могли воспользоваться любой из многочисленных профильных услуг, собранных под одной крышей. При этом сразу же обнаружилась «социально-географическая» несправедливость в отношении жителей сел и маленьких городов. В небольших населенных пунктах невыгодно было строить не только Дома быта или фотоателье, но подчас и обыкновенные парикмахерские.
Для того чтобы отремонтировать сапоги или часы, колхозникам приходилось ехать в ближайший райцентр.