Pokazuha.ru
Автор: pypkin vasia
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1376888

Сталин и расстрел гвардии летчика
Разное > Люди


В марте 1944 года товарищу Сталину на утверждение поступило расстрельное дело гвардии лейтенанта Ивана Степановича Хорова. К обвинительному заключению с высшей мерой было приколото представление командира части о присвоении Хорову звания Героя Советского Союза.

Причем и приговор и представление были датированы одним и тем же числом. Вождь приказал отложить исполнение дела и вызвать к нему в Кремль командира части, в которой служил лейтенант.

История Хорова была похожа на судьбы многих сверстников. До войны - авиа-кружок, страстное увлечение всей воздухоплавательной техникой: от дирижаблей до планеров. Потом призыв в рабоче-крестьянскую красную армию, летная школа. В связи с началом войны - сокращенные курсы "взлет-посадка" и выпуск.

Дезертирство необстрелянного пилота

В эскадрилью Хоров пришел сразу из училища. В первую же неделю угодил под массированный налет немецких штурмовиков на аэродром. Летный состав должен был до приказа на убытие в укрытие оставаться у своих самолетов. Приказа все не было, командир эскадрильи выжидал когда схлынет волна атакующих самолетов и можно будет поднять истребители для отражения атаки.

Массированный авианалет - зрелище не для слабонервных. С воем пикируют и рвутся, поднимая тучи земли, немецкие авиабомбы. Свистят и рвут обшивку разлетающиеся осколки. Строчат крупнокалиберными пулями германские авиапушки.

Молодой, необстрелянный, с еще блестящими новенькими погонами лейтенант Хоров дрогнул. Поддался панике, закрыл голову руками и рванул от своего истребителя под прикрытие спасительной рощицы на краю полевого аэродрома.

По окончании германского налета лейтенант Хоров арестован и помещен в карцер - складскую избу на краю аэродрома. Дело лейтенанта-дезертира направлено военному прокурору в штаб полка.

Впрочем, все дальнейшее - лишь формальность. За дезертирство, нарушение приказа командира под немецким огнем, в бою, наказание известное - расстрел. Законы военного времени - миндальничать не терпят.

Подвиг отчаянного арестанта

Пока ждали утверждения приговора в полку, лейтенант Хоров так и содержался в карцере. Расстрельный летчик так и не успел сделать ни одного боевого вылета. А через пару дней на аэродром пришла настоящая беда.

Из-за ближайшего леса над взлетными полосами почти бесшумно возникли полтора десятка германских штурмовиков. Шли на малой высоте, на бреющем полете - потому и не были замечены ни прифронтовой ПВО, ни соседними частями.

Что еще хуже, весь летный состав был собран на докладе в приземистом штабном пятистенке. Когда на аэродроме начали рваться бомбы - было приказано залечь прямо в штабе.

Толстые бревенчатые стены хоть как-то спасали от осколков. Ни укрыться в окопных щелях, ни выбежать к самолетам под плотным огнем врага возможности не было.

Комэск проклинал свою беспомощность. Приходилось терпеливо ждать в то время как нацистские асы уничтожают самолеты и строения аэродрома. При каждом заходе снаряды ложились все ближе к штабной избе. Еще немного и немцы накроют весь состав эскадрильи как в мышеловке.

Вдруг в размеренный гул фашистских атак вплелась новая нотка. В воздухе затрещали очереди, очередная волна налета штурмовиков сбилась с ритма.

Оказалось, от очередной бомбы обвалилась стена карцера. Оглушенный арестант Хоров вместо убежища рванулся к ближайшему истребителю. Объезжая воронки взрывов, понесся к полосе и каким-то чудом взлетел прямо под носом у атакующих немецких машин. В воздухе завертелась боевая карусель.

Только благодаря бесстрашным действиям молодого пилота удалось на несколько минут отвлечь врага и дать возможность подняться в воздух остальным советским летчикам. Немецкий налет был успешно отражен, вокруг аэродрома остались догорать семь машин с черными крестами. Остальные - ушли обратно на запад.

Тяжело раненый в руку гвардии лейтенант Хоров с трудом посадил прошитый немецкими очередями самолет. При посадке на разбитую полосу машина скапотировала - перевернулась через нос, но пилот остался жив.

Невнимательность вождя

Командир эскадрильи пояснил товарищу Сталину, что выбор у него был небольшой. Нарушить приговор военного прокурора - нельзя, да и по всем законам дезертир в бою должен быть расстрелян. Но и не представить к награде бойца, спасшего целый аэродром совершенно безнадежной атакой в одиночку против полутора десятков вражеских самолетов, комэск тоже не мог.

Верховный задумчиво посмотрел на два скрепленных листа: приговор к высшей мере и представление к высшей же награде - Золотой Звезде Героя Советского Союза. И сказал:

- Нарушить советский закон, товарищ комэск, ни Вы, ни я и никто не может. Каждый должен получать по заслугам. Даже партия тут не всесильна. Но так бывает, что в юности люди совершают ошибки. Важнее, какие выводы делаются человеком из этих ошибок.

Верховный расцепил скрепленные листки и как бы случайно "уронил" лист с приговором в урну для бумаг:

- Будем считать, товарищи, что решение военного прокурора затерялось где-то в бумагах. Поставим товарищу Сталину на вид за невнимательность. А вот представление к награде пусть пока полежит в канцелярии. До следующего боя лейтенанта Хорова.

Выписавшись из госпиталя, меньше чем через месяц гвардии лейтенант Хоров собьет свой второй германский самолет. И почти сразу же получит Звезду Героя "по совокупности заслуг".

Войну Хоров закончит майором, заслуженным ветераном советской фронтовой авиации. В мирное время еще долго будет учить молодых летчиков в военном училище.