Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1400691

Первый хакер Советского Союза или Восстание машин.
Разное > Люди


Первым советским хакером был выпускник МГУ Мурат Уртембаев. В 1983 г. он изменил систему ПО АвтоВАЗ, в результате чего работа конвейера остановилась на три дня. И это одна из первых «кибер-атак» в СССР, которую обнаружили.
Молодому специалисту пророчили блестящие перспективы в математике, но он не пошел в науку и по распределению попал на АвтоВАЗ. В Управлении автоматической системой для подачи механических узлов на конвейер работали программисты, занимающиеся ПО и рядовые техники, которые обслуживали систему и не имели отношения к программному обеспечению. Работа проходила по следующей схеме: в случае необходимости программист мог вносить изменения в ПО, при этом письменно не отчитываясь о своих действиях. То есть, можно было изменить систему и остаться незамеченным.
Этим и воспользовался программист Уртембаев, занимающийся обслуживанием компьютеров. С помощью обычной дискеты (предварительно протестированной), он внес свои правки в программу, управляющую подачей деталей на конвейер. По сути, Уртембаев разработал патч к основной программе-счетчику, отмеряющей циклы подачи узлов на линию конвейера. В результате чего ритм счетчика сбивался, а заданная деталь поступала на конвейер с опозданием. Учитывая, что процесс был просчитан до секунд, задержка была попросту недопустимой. Вполне возможно, что он так бы и не запустил своего "троянского коня". Но в июне 1982 года, во время аттестации, выяснилось, что руководство УОП ВАЗа не сдержало свое обещание повысить Мурату должность и оклад. Уртембаев, по его словам, стал очень подавлен и перестал верить людям. Его супруга вспоминала, что после аттестации Уртембаев явился домой расстроенный и заявил, что «покажет им». Она просила его ничего не делать, подумать о ней и только что родившемся ребенке, тот пообещал ей, что так и будет. Но сам решил иначе. У Уртембаева созрел план ввести в программу ошибку, оперативно ее устранить, и тем самым завоевать авторитет у руководства УОП с изменением результата аттестации.
Итак, находясь на своем рабочем месте и исполняя свои обязанности по обслуживанию ЭВМ, Уртембаев открыл дискету, на которой была записана программа управления накопителем механических узлов, и в конце программы ввел заведомо неправильную последовательность команд, осуществляющих счет выпущенных из накопителя подвесок и подачу узлов шасси на главный конвейер. По словам Марата, он не хотел нанести ущерб предприятию. По расчетам Уртембаева, сбой должен был начаться как раз тогда, когда он вернется из отпуска. Но расчеты его подвели: «восстание машин» началось за два дня до конца отпуска, в его отсутствие. 24 и 25 ноября 1982 года система управления накопителя задних мостов прекратила работу, из-за чего произошел сверхнормативный простой 1-й, 2-й и 3-й линии главного сборочного конвейера на 112, 157 и 120 минут соответственно.
Прямые потери автозавода, без учета упущенной выгоды, то есть потери от оплаты работникам и расходы на работу оборудования во время простоя составили в общей сложности 7176 рублей 79 копеек. Тогда это была стоимость автомобиля «Жигули», на который копили многие годы. В результате действий Уртембаева завод недовыпустил 460 автомобилей, сорвав план крупного предприятия. Тогда это было ЧП государственного масштаба, которым сразу занялись сотрудники КГБ.
Мурат сам признался в содеянном. Если бы первый хакер СССР не сделал этого, то его имя могло так остаться загадкой для истории АвтоВАЗа. И тут выяснилось, что по законодательству Советского Союза Уртембаев был не виновен. До этого инцидента правосудие не имело дело ни с чем подобным. Не было понятия «компьютерная безопасность», не было и законов о защите программного обеспечения. Хакер ничего не крал, не ломал — он просто внес некоторые изменения в систему.