Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1523627

Крушение рейса 123 Японских Авиалиний, самая смертельная авария в истории авиации с участием одного самолёта
Разное


Внутренний рейс 123 Японских Авиалиний (Japan Air Lines, JAL) из Токио в Осаку выполнялся по расписанию. 12 августа 1985 года «Боинг-747» после 12 минут полёта произошли отрыв хвостового стабилизатора и разгерметизация салона. «Боинг» пролетел с почти полностью отказавшим управлением ещё 32 минуты, а затем рухнул в районе горы Такамагахара в 100 километрах от Токио.

«Боинг-747», отличающийся очень плотной компоновкой пассажирских мест, имел на борту 524 человека. В результате крушения погибли 15 членов экипажа (командир воздушного судна, второй пилот, бортинженер и 12 бортпроводников) и 505 пассажиров. Некоторые пассажиры выжили после падения, но скончались через несколько часов, не дождавшись спасения. Все четверо выживших получили тяжёлые травмы. Крушение рейса 123 стало самой смертельной аварией с участием одного самолёта в истории авиации.

Рейс JAL 123 вылетел из токийского аэропорта Ханеда в 18.12 и должен был приземлиться в Осаке через час. Места в «Боинге-747» были полностью забронированы, так как в тот вечер в Японии начинался Обон — праздник поминовения усопших, и многие отправлялись к местам захоронения родственников. [Обон празднуется в большей части Японии 13-15 августа. Нередко его называют Праздником фонарей, потому что с наступлением темноты они вывешиваются родными — дабы души усопших могли найти дорогу домой. В современном Обоне сплетаются исконные традиции и буддийские обычаи, складывающие его истоки. Несмотря на то, что Обон не является государственным праздником, многие компании закрывают свои офисы на эти три дня, и работники возвращаются в свой родной дом, в результате чего транспортная сеть перегружается].

Когда самолёт набрал высоту 7 300 метров в небе над Токио, пилот отправил первое аварийное сообщение. Сначала в нём говорилось лишь о том, что самолёт теряет высоту, и сообщалось о трудности управления.

Затем самолёт снизился примерно на 3000 метров. Пилот продолжал отправлять экстренные сообщения и запросил возвращение в токийский аэропорт. Но примерно через 45 минут после взлёта самолёт врезался в гору Такамагахара у горы Осутака.

Спасательные работы были затруднены тем, что место катастрофы удалённое и опасное. Аварийным спасательным командам потребовалось 14 часов, чтобы прибыть на место трагедии. Некоторые спасатели добирались туда пешком.

Причиной крушения назвали утрату хвостового стабилизатора самолёта. Вероятно, он был ослаблен из-за частых взлётов и посадок.

[Из русскоязычной Википедии:

Расследование причин катастрофы рейса JAL 123 проводила японская Комиссия по расследованию авиационных происшествий (AAIC).

В ходе расследования было установлено, что 2 июня 1978 года борт JA8119, заканчивая рейс JAL 115 по маршруту Токио — Осака, ударился хвостовой частью о взлётную полосу аэропорта Осаки, в результате чего был повреждён хвостовой гермошпангоут.

В процессе проведения ремонта не были выполнены технические условия, предусмотренные компанией «Boeing», согласно которым предписывалось произвести укрепление повреждённых половинок гермошпангоута с помощью цельной пластины-усилителя, закреплённой тремя рядами заклёпок. Проводившие ремонт техники вместо установки единого усилителя с тремя рядами заклёпок применили два отдельных усиливающих элемента, один из которых был закреплён двойным рядом заклёпок, а второй всего лишь одним рядом заклёпок. Под воздействием переменных нагрузок во время циклов «взлёт-посадка» металл толщиной 0,9 сантиметра в местах сверления постепенно разрушался и в конце концов не выдержал.

При наборе высоты во время выполнения рейса JAL 123 ослабленный гермошпангоут не выдержал давления и разрушился, при этом перебив трубопроводы гидравлических систем. Вырвавшийся из салона под большим давлением воздух поступил в полость вертикального оперения, не рассчитанного на такую нагрузку, и это привело к отрыву вертикального стабилизатора и потере управления.

Окончательный отчёт расследования AAIC был опубликован 19 июня 1987 года.

Авиакомпания Japan Air Lines (JAL) приняла на себя часть ответственности за катастрофу, так как должным образом не проверила отремонтированный самолёт. Президент авиакомпании Ясумото Такаги подал в отставку, а начальник технической службы авиакомпании JAL в аэропорту Ханэда Хиро Томинага покончил жизнь самоубийством.

Экстренный осмотр всех японских Boeing 747 выявил десятки неполадок и неисправностей, исправление которых отныне регулировалось в обязательном порядке во избежание повторения катастрофы рейса 123.

Авиакомпания Japan Air Lines в знак уважения к пассажирам и экипажу рейса 123 сменила номер рейса Токио — Осака с JAL 123 на JAL 127, и по этому маршруту стали летать Boeing 767, Boeing 777 и Boeing 787.

Подавляющая часть родственников погибших получила денежные компенсации от авиакомпании JAL, решив не доводить дело до судебных расследований].