Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ | |
|
Советский грузовик «Колхида» Самый спорный автомобиль СССР
Выложено 03 февраля 2023
Из всех советских грузовиков «Колхида» собрала наибольшее количество народных прозвищ, большая часть из которых были саркастичными, обидными, но вполне заслуженными.
«Подгорный тягач» хорошо мог ехать только с горки…
Грузовики КАЗ‑606 и более поздний и массовый КАЗ‑608 в Советском Союзе называли «горный тягач». Не только потому, что автомобили делали в Кутаиси, скорее – по той причине, что машину проектировали именно с прицелом на работу в горах.
Но конструктивно прогрессивный, а для СССР даже передовой, грузовик не слишком ценился у эксплуатационников. А ведь Колхиды выпускали, постепенно модернизируя, почти четыре десятилетия! КАЗ‑606 делали с 1961 года, а КАЗ‑608 – с 1967 по 1989 год.
Первые опытные образцы принципиально новой машины – бортового грузовика под именем КАЗ‑605 – появились в Кутаиси в 1958 году. КАЗ‑605 стал прорывной для СССР конструкцией – с бескапотной кабиной.
КАЗ‑606 – первый советский серийный грузовик с бескапотной кабиной. Правда, сначала она не откидывалась. На модели КАЗ‑608 кабина стала откидывающейся, но внешне отличалась лишь некоторыми деталями.
Седельные тягачи КАЗ‑606 и КАЗ‑608 – по классу аналоги зиловских машин. Самый массовый КАЗ‑608 – одноклассник ЗИЛ‑130В1. Основные агрегаты и узлы грузинская машина взяла от московской. Но КАЗ с бескапотной кабиной был более компактным и маневренным. Длина Колхиды – 5165 мм, на 615 мм меньше, чем у ЗИЛ‑130В1, а база 2900 мм – короче на 400 мм.
КАЗ‑606 имел мощную раму. Ведь тягач был рассчитан на полуприцеп массой 10 500 кг. Но уже в 1962 году раму усилили, а полную массу полуприцепа для поздних КАЗ‑608 указывали равной 15 500 кг.
Рама грузинского грузовика не повторяла зиловские. Самая короткая московская рама – у тягача ЗИЛ‑130В1 – была рассчитана на полуприцеп массой 12 400 кг, позднее – на 14 400 кг.
На КАЗ‑606 стоял двигатель КАЗ‑120 – копия ЗИЛ‑120. Рядная «шестерка» объемом 5,6 л (101,6×114,3 мм) развивала 104 л.с. при 2600 об/мин. Корни этого, многократно и серьезно модернизированного двигателя, уходят в конец 1920‑х годов – это мотор от американского грузовика Autocar, лицензию на который купил СССР.
С 1967 года в производство пошел КАЗ‑608 с двигателем V8, на который первоначально и рассчитывали горный тягач. Мотор ЗИЛ‑130Я5 практически такой же, как на ЗИЛ‑130: рабочим объемом 6,0 л (100×95 мм), мощностью 150 л.с. при 3100 об/мин. В основе конструкции – «восьмерка» Chrysler 1952 года.
У ЗИЛ‑130 привод сцепления был механический, у Колхиды – гидравлический. Это, конечно, облегчало управление, но и добавляло лишние узлы – главный и рабочий цилиндры, требующие внимания.
Коробка передач на КАЗ‑608 тоже зиловская – пятиступенчатая (7,44/4,10/2,29/1,47/1,00). Основное отличие – главная передача: у ЗИЛ‑130 В1 – 6,32, у КАЗ‑608 – 6,97.
Помню, как грустно шутили, что на Колхиде ломаются даже те узлы и агрегаты, которые безотказно служат на ЗИЛ‑130. Некоторые недостатки были обусловлены конструкцией, иные – качеством изготовления.
Тем не менее, модернизированный КАЗ‑608В, выпуск которого начали в 1976‑м, делали вплоть до 1989 года!
«Подгорный тягач» хорошо мог ехать только с горки…
Грузовики КАЗ‑606 и более поздний и массовый КАЗ‑608 в Советском Союзе называли «горный тягач». Не только потому, что автомобили делали в Кутаиси, скорее – по той причине, что машину проектировали именно с прицелом на работу в горах.
Но конструктивно прогрессивный, а для СССР даже передовой, грузовик не слишком ценился у эксплуатационников. А ведь Колхиды выпускали, постепенно модернизируя, почти четыре десятилетия! КАЗ‑606 делали с 1961 года, а КАЗ‑608 – с 1967 по 1989 год.
Первые опытные образцы принципиально новой машины – бортового грузовика под именем КАЗ‑605 – появились в Кутаиси в 1958 году. КАЗ‑605 стал прорывной для СССР конструкцией – с бескапотной кабиной.
КАЗ‑606 – первый советский серийный грузовик с бескапотной кабиной. Правда, сначала она не откидывалась. На модели КАЗ‑608 кабина стала откидывающейся, но внешне отличалась лишь некоторыми деталями.
Седельные тягачи КАЗ‑606 и КАЗ‑608 – по классу аналоги зиловских машин. Самый массовый КАЗ‑608 – одноклассник ЗИЛ‑130В1. Основные агрегаты и узлы грузинская машина взяла от московской. Но КАЗ с бескапотной кабиной был более компактным и маневренным. Длина Колхиды – 5165 мм, на 615 мм меньше, чем у ЗИЛ‑130В1, а база 2900 мм – короче на 400 мм.
КАЗ‑606 имел мощную раму. Ведь тягач был рассчитан на полуприцеп массой 10 500 кг. Но уже в 1962 году раму усилили, а полную массу полуприцепа для поздних КАЗ‑608 указывали равной 15 500 кг.
Рама грузинского грузовика не повторяла зиловские. Самая короткая московская рама – у тягача ЗИЛ‑130В1 – была рассчитана на полуприцеп массой 12 400 кг, позднее – на 14 400 кг.
На КАЗ‑606 стоял двигатель КАЗ‑120 – копия ЗИЛ‑120. Рядная «шестерка» объемом 5,6 л (101,6×114,3 мм) развивала 104 л.с. при 2600 об/мин. Корни этого, многократно и серьезно модернизированного двигателя, уходят в конец 1920‑х годов – это мотор от американского грузовика Autocar, лицензию на который купил СССР.
С 1967 года в производство пошел КАЗ‑608 с двигателем V8, на который первоначально и рассчитывали горный тягач. Мотор ЗИЛ‑130Я5 практически такой же, как на ЗИЛ‑130: рабочим объемом 6,0 л (100×95 мм), мощностью 150 л.с. при 3100 об/мин. В основе конструкции – «восьмерка» Chrysler 1952 года.
У ЗИЛ‑130 привод сцепления был механический, у Колхиды – гидравлический. Это, конечно, облегчало управление, но и добавляло лишние узлы – главный и рабочий цилиндры, требующие внимания.
Коробка передач на КАЗ‑608 тоже зиловская – пятиступенчатая (7,44/4,10/2,29/1,47/1,00). Основное отличие – главная передача: у ЗИЛ‑130 В1 – 6,32, у КАЗ‑608 – 6,97.
Помню, как грустно шутили, что на Колхиде ломаются даже те узлы и агрегаты, которые безотказно служат на ЗИЛ‑130. Некоторые недостатки были обусловлены конструкцией, иные – качеством изготовления.
Тем не менее, модернизированный КАЗ‑608В, выпуск которого начали в 1976‑м, делали вплоть до 1989 года!
Разработка грузинского грузовика началась еще в 1950-х годах. Планировали выпускать два варианта, с бортовой платформой и седельный тягач, но основное внимание уделили тягачу. Первые образцы грузовика были страшны на вид. Увидев такой в ночи, не исключено, что начнешь заикаться, но в процессе кабина становилась красивее))
Кстати, это был первый советский грузовик с кабиной над двигателем и штатным «спальником» непосредственно в кабине.
В общем, на вид грузинский тягач был красив, чем-то напоминал чешскую «Шкоду» 706RT. Только в отличие от чешской легенды, грузинское чудо инженерии ехать отказывалось.
Ну как отказывалось. Машина, конечно ехала. По прямой более-менее, на спуск – вообще отлично, а вот подъем ей был не под силу.
Виной тому – слабый мотор. Рядная карбюраторная «шестерка» от ЗИЛ-157, мощностью 90 л.с. Мотор был хорош для вездехода, тяговитый на низах, но для магистральных тягачей, каким видели «Колхиду», он не годился.
Качество сборки «Колхид» — отдельная печальная история. Редкая машина доезжала из Кутаиси на автобазу заказчика своим ходом. В основном – либо на буксире, либо после комплексного ремонта, который проводился прямо на заводском дворе.
Машины можно было списывать прямо на складском дворе завода))
КАЗ-606 использовали в основном, как тягач для перевозки сельхозпродукции. Часто шутили, что на нем только чай можно возить, и только с горы.
Как бы там ни было, «Колхида» оставила свой след в истории советских грузовиков. Выпускали КАЗ-606 с 1961 по 1968 год, после чего в серию пошла более современная версия КАЗ 608, с квадратной кабиной прозванной в народе Сервантом. КАЗ 608 был получше в техническом плане, но качество производства по-прежнему оставалось ужасным.
Надо такую было включить тогда в стартап-уровень игры Дальнобойщики-2. А то ЗиЛ, ЗиЛ))
Рассказал когда-то друг: В конце мая 2000 года заказал машину ЗИЛ для поездки из Твери в Старый Оскол(привезти 3 т. керамической плитки. Но приехало такое чудо Колхида, два водителя, а я с «бизнес-партнёром». Разместились коекак. Сам в спальнике. В кузове возили до этого майский навоз, запах стоял неимоверный. Ещё в Твери провалилось боковое стекло в дверь, заткнули подушкой. В Ельце машину остановил инспектор ГАИ: типо что за чудо, почему тягач переделан в полуприцеп. Видно в теме он был, остальные такой вопрос не задавали. На Липецкой скоростной начались чудеса. Пробили бензобак. Из бочки, что в кузове провели шланг напрямую к движку, погнали, но не долго. Полетел бензонасос. Фигня!-второй водила «качал» в салоне проволочкой топливо, которое лилось широким ручьём. С движком творились чудеса. Каждые 20км останавливались, выпрыгивали со шмотками из кабины, которая задиралась и горе-водители что-то шевелили там, потом ехали.
Далее... В Воронеже на авторынке купили насос, заправились. В Осколе(к концу рабочего дня пятницы) еле погрузились. Пока мы ужинали, к ночи поменяли насос, что то там починили, заварили бак, заправились и рванули в Тверь. Двое водителей и двое экспедиторов-хозяев груза. В пьяном угаре мы очнулись от яркого солнца. В кабине без обшивки(содрала когда то собака) стояла неимоверная жара, на комнатном термометре около 40-45 градусов. Еле тащились по трассе. Полуголые, обросшие, очумевшие от такого рейса вернулись в Тверь на третий день. Вообщем, Колхиду мы видели в первый и последний раз. За рейс по тем расценкам заплатили 9 тыщ, из которых 8 ушли на бензин. Как то встретили этих ребят в Твери: Ничо, мы потом подремонтировались и снова «на дальняк» мотались…
А знакомый уже пожилой водитель сосед говорил, что когда-то он работал в автохозяйстве и рассказывал, что на «Колхиду» водителей там назначали в наказание))
Кто не был в Одессе-тот не видел моря, а кто не работал на Колхиде-тот не знает горя!
Нет страшнее зверя рыси и машин из Кутаиси))
Помню их, в детстве видел часто. Было огромной ошибкой доверить Грузинам автозавод. Из хороших ЗиЛ о в с к и х деталей лепить г о в н о это как ещё надо было постараться… Они растили чай, мандарины, делали вино и коньяк — большего и не надо было… Ведь можно было расширить производство в Минске, либо создать филиал ЗиЛа для выпуска м а г и с т р а л ь н и к о в… Позже ошибку наконец-то исправили — создав новый Камский автозавод. Кстати: даже пластмассовые буквы «КАЗ» для более новой, квадратной кабины поставлялись с именно с КамАЗа! И всё-таки в этом автомобиле было кое-что хорошее! Это название автомобиля — КОЛХИДА. Звучит! :-)
Aleks33
[12]
03.02.2023
+6
Ух ты ж какое чудо-юдо вспомнили,я уже и забыл про такое,последний раз видел в детстве.
| |
|
Hataly
[12]
03.02.2023
+4
Машина из детства. Дедушка в шутку говорил с грузинским акцентом:" Машина отличная, но не любит гора и жара".
| |
|
weron
03.02.2023
+3
В моем детстве колхидой называли любой старый раздобанный ржавый легковой автомобиль. Я даже и не знал, что есть такой грузовик. Думал это просто смешной синоним слова развалюха.
| |
|
ZELENUY_1
[12]
04.02.2023
+2
Машина из детства-это верно! А еще запомнился по фильму "Единственная".+12
| |
|
bela
[10]
04.02.2023
+1
5 я и 7 я картинка это уже последние версии . шли с дизелем обрезанным от камаза. с кучей электрики . пнеывмоэлекттрики я бы так сказал.
| |
|
Альтернативные названия:
Я придумал(a) другое название
Я придумал(a) другое название
Жалобы:
Сообщить о нарушениях
Сообщить о нарушениях
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1500886
Последние просмотры Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1500886
Последние просмотры Написать нам
Добавить комментарий