Где я нахожусь?
         

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли Попытаться подобрать серию (одинаковое название и разные цифры в конце) к этой публикации
Выложено 23 Октября 2011
Картинки > Автомобили

111С
+1
  Прислал(a): 111С
  Добавить 111С в избранные авторы   Фотолента 111С 0
   Список публикаций
Версия для печати    Инфо и настройки  Мой цитатник
теги у этой публикации не заданы [все теги сайта]

На рубеже 50-60-х годов едва начиналось производство новой модели автомобиля, конструкторы всех советских легковых автозаводов принимались за разработку модели следующего поколения - той, которая через несколько лет должна придти на смену сегодняшней новинке. Когда в 1959 году Горьком освоили выпуск «Чайки» ГАЗ-13, работники Бюро кузовов КЭО ГАЗ занялись проектом ее модернизации. Художник-конструктор Лев Еремеев, создатель внешнего облика ГАЗ-21, ГАЗ-13, ЗИЛ-111 предложил проект обновленного кузова «Чайки» с модными в 60-х четырьмя фарами. По макету Еремеева в Экспериментальном цехе был изготовлен ходовой образец модернизированной «Чайки» ГАЗ-13М. Но вскоре правительство Н.С. Хрущева занялось сомнительной «борьбой с привилегиями», и производство автомобилей «Чайка» на ГАЗе было вообще остановлено. Это поставило крест на ГАЗ-13М.

Но вскоре к власти пришел Л.И.Брежнев, к новому 1965 году отдавший ГАЗу два ключевых распоряжения. Во-первых, возобновить выпуск «Чайки», во-вторых, начать разработку полностью нового легкового автомобиля высшего класса, фактически будущего конкурента перспективных представительских ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117. Однако основные силы конструкторов Отдела легковых автомобилей ГАЗа в то время были сосредоточены на подготовке и доработке новой «Волги» ГАЗ-24. Поэтому первый прототип будущей «Чайки» второго поколения выполнили самым простым способом. Лев Еремеев предложил проект нового кузова, установленного на готовое шасси ГАЗ-13. В 1967 году уже ездил своим ходом опытный образец, в нем отчасти угадывались черты будущей «Чайки» ГАЗ-14, например, форма крыши уже напоминала ту, что пойдет в серию. Однако на конструкторско-художественном совете завода этот проект признали неудачным. Из-за привязки к базе ГАЗ-13, автомобиль получился слишком узким, коротким, с высоким капотом. Напрашивалось увеличение длины колесной базы, ширины колеи, снижение высоты двигателя.

Полномасштабные работы над новой «Чайкой» начались в 1969 году, когда завод закончил подготовительные работы по основным модификациям ГАЗ-24. Завершили «Волгу» - занялись «Чайкой». Ведущим конструктором модели стал Владимир Никитич Носаков, один из самых активных участников разработки ГАЗ-24. Дизайн-проект нового кузова предложил Станислав Волков, автоматической коробкой передач занимался Леопольд Кальмансон.

В окончательном варианте у автомобиля удлинили на 20 см базу и расширили на 5 см колею, изменили компоновку моторного отсека, максимально понизив капот. Двигатель при неизменном рабочем объеме оснастили двумя карбюраторами и гидравлическими компенсаторами зазоров клапанов. Его мощность возросла с 195 до 220 л.с. Теперь автоматическая коробка передач управлялась не кнопками на приборной панели, а современным селектором на полу. Новшествами стали первая в истории ГАЗа бесшкворневая передняя подвеска и дисковые передние тормоза с двумя суппортами на каждое колесо. Ходовая часть ГАЗ-14 была настроена на максимальную плавность хода и в то же время на обеспечение безопасности движения на высокой скорости. Даже большие мягкие 15-дюймовые радиальные шины эффективно амортизировали неровности дороги. На испытаниях был снят киноролик - вода из полного стакана, поставленного на подлокотник едущей с высокой скоростью машины, не расплескивалась.

Принципиальная схема силовой структуры не изменилась - у ГАЗ-14, как и у ГАЗ-13, основой является Х-образная рама с центральным лонжероном в пределах колесной базы и расходящимися вилкой лонжеронами спереди и сзади. В кузове за передними сиденьями ниже линии окон есть перегородка, увязывающая правую и левую центральные стойки. Такая же стояла у ЗИМа ГАЗ-12, а у «Чайки» ГАЗ-13 ее не было. Салон сохранил обычное для советских представительских машин трехрядное расположение сидений со складными страпонтенами среднего ряда.

Базовая комплектация «Чайки» второго поколения включала устройства, достойные автомобиля начала XXI века. Если электрические стеклоподъемники всех дверей внедрили еще на ГАЗ-13, а электроприводом выдвижения антенны могла похвастать даже «Волга» ГАЗ-24, то кондиционер в базовой комплектации, появившийся на новой «Чайке», можно считать новинкой для ГАЗа. Еще одним необычным для 70-х решением на ГАЗ-14 стал центральный замок дверей. Специально для «Чайки» рижский радиозавод VEF освоил стереофоническую магнитолу высокого класса. Подобно лимузинам ЗИЛ, в салоне новой «Чайки» появились два отопителя - один для передних, второй для задних сидений. На переднем бампере был установлен струйный омыватель фар - у предсерийных машин его форсунки встраивали в выступающие корпуса, а в серийном варианте жиклеры разместили на поверхности бампера. В общей сложности электропакет ГАЗ-14 включал 17 моторов электроприводов.

...Когда шофер заводит "Чайку", улицу оглашает рык грузового автомобиля. Неудивительно: под необъятным капотом скрывается форсированный V8 от грузовика. Однако внутрь, до задних сидений, грозный рокот двигателя долетает едва-едва. Ведь "Чайка" настолько велика (6,11 м от бампера до бампера), уто уши сановных пассажиров и мотор разделяет расстояние длиной с автомобиль гольф-класса. Плюс отличная звукоизоляция.

Окончательно заглушить шум двигателя поможет музыка. Оказывается, когда мы безмерно печалились и писали заявления в милицую по поводу украденного из машины радиоприемника "Былина", партийные бонзы наслаждались шикарнейшими автомобильными аудиосистемами. Причем не какими-нибудь "Sony" или "Pioneer", а нашими, отечественными, чистой воды "Made in USSR".

В центральную консоль врезан добротный латвийский приемник "RRR" ("Rigas Radio Rupnica" - "Рижский радиозавод"). С автоматической настройкой и электроантенной. Под откидным подлокотником водителя, в большом бардачке, установлен специальный литовский автомагнитофон "Vilma". Каким-то чудом в нашей машине сохранился десяток кондовых кассет "МК60" с записями полузабытых ВИА (для тех, кто не помнит или не знает: Вокально-Инструментальными Ансамблями тогда называли музыкальные группы).

В подлокотнике заднего дивана, под обтянутой велюром крышечкой, имеется дублирующая панель управления аудиосистемой. Поэтому включаем "Маяк", откидываемся на подголовник и дремлем под аккорды советской эстрады, овеваемые волнами прохлады из кондиционера.

Однако чтобы сделать рентабельными смежные производства, поставлявшие комплектующие к «Чайке», конструкторы ГАЗа решили приспособить ряд деталей от ГАЗ-14 к новым моделям «Волги». Например, контрольные приборы и передние сиденья «Чайки» внедрили на ГАЗ-3102 а потом на ГАЗ-24-10 и ГАЗ-31029.

Вся первая половина 70-х ушла на постройку, доработку и испытания нескольких серий прототипов ГАЗ-14. В декабре 1976 года был изготовлен первый серийный автомобиль - его окрасили в вишневый цвет и подарили Л.И.Брежневу на 70-летний юбилей.

В следующем 1977-м, в честь 60-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции горьковчане развернули серийный выпуск новой «Чайки». С этого момента машины окрашивали только в черный цвет. Для обивки салона использовали натуральную ткань и пластик двух основных цветов - бежевого или темно-зеленого. В 80-х незначительно модернизированный вариант получил индекс ГАЗ-14-02.

На базе ГАЗ-14 в штучном количестве ГАЗ строил парадные кабриолеты ГАЗ-14-05 светло-серого цвета, с упрощенной обивкой сидений, без каркаса тента. На РАФе тоже штучно изготавливали универсал скорой медицинской помощи ГАЗ-РАФ-3920. Тираж обеих «кузовных» модификаций остался ничтожным в сравнении с объемами выпуска базовых «Чаек». Эти машины поставляли в гаражи, обслуживавшие министерства, обкомы и горкомы КПСС, военных командующих, руководителей силовых ведомств. ГАЗ-14 использовали также для встречи иностранных гостей, а также в коммерческих целях - по путевкам Трансагентства на свадьбах. В отличие от производства лимузинов ЗИЛ, выпуск «Чайки» окупал себя.

Завод запланировал модернизацию ГАЗ-14. Новый вариант отличался дисковыми тормозами задних колес, ради которых пришлось изменить колесные диски, рестайлингом передней облицовки и другими деталями. Машине присвоили индекс по новому ГОСТу ГАЗ-4106.

"Чайка" ГАЗ 14 выпускалась всего 11 лет – небывало короткий срок для машин такого класса. Трагедия случилась в 1988 году. ГАЗ 14 пала жертвой рьяно проходившей в конце восьмидесятых годов «борьбы с привилегиями». По личному приказу М.С. Горбачева производство ГАЗ 14 было в принудительном порядке прекращено. Машину не просто сняли с производства - была уничтожена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии, кузовные штампы и так далее. За всю историю автомобилестроения это был единственный случай такого рода! В 1996 году руководство завода предполагало возобновить производство "Чайки", но не осталось практически ничего. Разработка заново была экономически нецелесообразна. Возрождение так и не состоялось.

Этот checkbox служит для того чтобы отметить
несколько фото в публикации (если например понравились только
2 фото из 20). Используется в:
- добавить в заметки
- послать другу по e-mail
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
Комментарии пользователей ( Добавить комментарий к публикации   Добавить комментарий к публикации )
  • >50
    Sergei1980L  [12] 23.10.2011 17:36   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    Отличная публикация
  • >50
    Корвин  [7] 23.10.2011 17:50   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Неплохо, но лично мне, как говорится, "не втыкает"
  • >50
    Dimitri Dombrowsky  [12] 25.10.2011 02:01   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Номер 11 больше похож на катафалк, чем на санитарный автомобиль ИМХО
  • -1
    realistik  [5] 25.10.2011 11:57   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий -2 Понравился комментарий
    Чему радоватся? Весь советский автопром был скопирован с западных аналогов.
    ГАЗ-14 "Чайка" это копия - Chrysler NewYorker 1965
  • +1
    DCKiller [публикатор] 25.10.2011 16:31   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Читаем внимательно: "автоматической коробкой передач занимался Леопольд Кальмансон." АКПП на "Чайке" нашего, отечественного производства, а буквы английские присвоены согласно общепринятому обозначению режимов переключения на коробках передач.
  • +1
    DCKiller [публикатор] 25.10.2011 16:32   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    realistik: Чему радоватся? Весь советский автопром был скопирован с западных аналогов. ГАЗ-14 "Чайка" это копия - Chrysler NewYorker 1965
    Вся переписка   
    В чем именно копия?
  • +1
    serg7676 25.10.2011 17:05   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Гарцевал. С буквой "А"...
  • >50
    Crony  [10] 16.09.2012 21:42   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Вопрос:Кто,конкретно,ее потерял?Машина,конечно,неплоха ее время,в принципе,уже давно прошло.Да и делалась она не для всех.Каких-то суперских технологий в ней применено не было.Лимузин как лимузин.А, вот,на 7-й фотке,переделка и перекраска.Автомобиль вишневого цвета был только один,и делали его для Брежнева Л.И. да и оттенок краски не тот.Та "Чайка" ездит в Москве..........
  • >50
    Crony  [10] 16.09.2012 21:43   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Dimitri Dombrowsky: Номер 11 больше похож на катафалк, чем на санитарный автомобиль ИМХО
    Вся переписка   
    Так его и называли "Черный доктор" .....
  • >50
    вед  [10] 16.09.2012 21:50   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Меченая мразь горбатая и тут приложила свою дряхлую лапку... СССцука.
  • >50
    Crony  [10] 17.09.2012 11:25   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий -1 Понравился комментарий
    Да,невелика потеря-то.....Эти машины штучные,да и цена их никак не меньше,чем у тех же MB.Надо отчетливо понимать,что шикарный автомобиль не может стоить дешево,где бы его не изготовили.Насчет пересадки госчиновников на отечественные автомобили,так еще Немцов будучи губером Нижегородской области предложил пересадить чиновников на "Волги".Вот только президент Б.Ельцын этого не поддержал.А вот французский президент у себя поддержал.И французские чинуши ездят только на Ситроенах и Рено.И еще на счет потерь,мы не потеряли автопром,нам нечего было терять,мы его, попросту,до сих пор, не приобрели.Наш автопром,при всем уважении к конструкторам,дизайнерам,разра не автопром......Назовите хоть один успешный российский,советский, автомобиль,безусловно, признанный в мире.......Вот и я,назвать не могу......к сожалению......
  • >50
    вед  [10] 17.09.2012 13:22   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    Crony: Да,невелика потеря-то.....Эти машины штучные,да и цена их никак не меньше,чем у тех же MB.Надо отчетливо понимать,что шикарный автомобиль не может стоить дешево,где бы его не изготовили.Насчет пересадки госчиновников на отечественные автомобили,так еще Немцов будучи губером Нижегородской области предложил пересадить чиновников на "Волги".Вот только президент Б.Ельцын этого не поддержал.А вот французский президент у себя поддержал.И французские чинуши ездят только на Ситроенах и Рено.И еще на счет потерь,мы не потеряли автопром,нам нечего было терять,мы его, попросту,до сих пор, не приобрели.Наш автопром,при всем уважении к конструкторам,дизайнерам,разра не автопром......Назовите хоть один успешный российский,советский, автомобиль,безусловно, признанный в мире.......Вот и я,назвать не могу......к сожалению......
    Вся переписка   
    Поспорю, Crony! Нива 2121 была прорывом и шедевром своего времени, ПЕРВЫЙ автомобиль в классе кроссоверов, такого до СССР еще никто не делал. В Германии она продавалась под заказ, и, чтобы купить ее, надо было долго ждать....
  • >50
    Crony  [10] 17.09.2012 16:12   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    вед: Поспорю, Crony! Нива 2121 была прорывом и шедевром своего времени, ПЕРВЫЙ автомобиль в классе кроссоверов, такого до СССР еще никто не делал. В Германии она продавалась под заказ, и, чтобы купить ее, надо было долго ждать....
    Вся переписка   
    Шедевром она была для СССР,теперь насчет авто такого класса как кроссовер,если поглядеть на американский автопром,то там существовали такие машины как Jeep Wagoneer(1962г.),которые уже не были джипами в обычном понимании,с коробками автоматами и постоянным приводом на все колеса,предназначенными для народного хозяйства Америки.Опять же," Нива" не была чем-то запредельно-технологичным, собранная на импортном двигателе.Основные достоинства-малый размер,и несущий кузов,так это от нашей бедности.
  • +1
    DCKiller [публикатор] 18.09.2012 07:28   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Crony: Да,невелика потеря-то.....Эти машины штучные,да и цена их никак не меньше,чем у тех же MB.Надо отчетливо понимать,что шикарный автомобиль не может стоить дешево,где бы его не изготовили.Насчет пересадки госчиновников на отечественные автомобили,так еще Немцов будучи губером Нижегородской области предложил пересадить чиновников на "Волги".Вот только президент Б.Ельцын этого не поддержал.А вот французский президент у себя поддержал.И французские чинуши ездят только на Ситроенах и Рено.И еще на счет потерь,мы не потеряли автопром,нам нечего было терять,мы его, попросту,до сих пор, не приобрели.Наш автопром,при всем уважении к конструкторам,дизайнерам,разра не автопром......Назовите хоть один успешный российский,советский, автомобиль,безусловно, признанный в мире.......Вот и я,назвать не могу......к сожалению......
    Вся переписка   
    Волга ГАЗ-21 как минимум. В 1958-м году на мирвой выставке автомобилей в Брюсселе "Волга" удостоилась гран-при. При этом даже обошла Ford Maunline, который многие сейчас любят называть ее прототипом (хотя горьковчане лишь частично взяли с него некоторые внешние формы кузова для своей разработки).
  • >50
    Crony  [10] 18.09.2012 09:05   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    DCKiller: Волга ГАЗ-21 как минимум. В 1958-м году на мирвой выставке автомобилей в Брюсселе "Волга" удостоилась гран-при. При этом даже обошла Ford Maunline, который многие сейчас любят называть ее прототипом (хотя горьковчане лишь частично взяли с него некоторые внешние формы кузова для своей разработки).
    Вся переписка   
    В чем Вы, хотите меня убедить?Я и так люблю советские машины,но надо понимать,что у нас не было прорывных технологий и соответственно,прорывных машин.Та же Волга Газ-21.На ней использованы чужие технологии.Да,в целом машина получилась неплохая,но согласитесь,не концепт.....Ну, не дала она, продолжателей по всему миру.Вот Жук, почему-то дал,а она-нет.А вот цена на нее, для западных покупателей,была очень даже привлекательная.Наш автопром,к сожалению,никогда не работал для нужд рядового отечественного потребителя.
  • +1
    DCKiller [публикатор] 18.09.2012 10:36   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    Crony: В чем Вы, хотите меня убедить?Я и так люблю советские машины,но надо понимать,что у нас не было прорывных технологий и соответственно,прорывных машин.Та же Волга Газ-21.На ней использованы чужие технологии.Да,в целом машина получилась неплохая,но согласитесь,не концепт.....Ну, не дала она, продолжателей по всему миру.Вот Жук, почему-то дал,а она-нет.А вот цена на нее, для западных покупателей,была очень даже привлекательная.Наш автопром,к сожалению,никогда не работал для нужд рядового отечественного потребителя.
    Вся переписка   
    Продолжателей дала, к примеру "Нива" - исторически первый в мире кроссовер. То, что она столько лет после своего появления практически не модернизировалась, уже другой вопрос. Я лично вас ни в чем не хочу убедить, я всего лишь стремился показать этой и другими публикациями, что и у нас в стране могут сделать хороший атвомобиль, если захотят. И порождение серии продолжателей здесь отнюдь не признак того, хороший автомобиль или плохой. Тот же Жук, приведенный вам в качестве примера, имеет очень спорный дизайн. А по мне так, если начистоту, просто редкостное у#бище...

Альтернативные названия публикации ( Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал более подходящее название к этой публикации)

Жалобы ( Добавить жалобу на публикацию Сообщить о нарушениях правил в этой публикации)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!
Pokazuha.ru
часто смотрят
Pokazuha.ru
часто смотрят


Еще...
 
Главная страница

Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail 




pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1051245
HTML: <a href="http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1051245">Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли </a>
ВВcode: [URL=http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1051245]Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли [/URL]

 
   РЕДАКТИРОВАНИЕ названия,содержания, подписей к картинкам
 
 
Перейти на мобильную версию сайта