ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ

Отключите навсегда надоедливую рекламу при просмотре публикаций!


Уникальные русские беляны Попытаться подобрать серию (одинаковое название и разные цифры в конце) к этой публикации
Выложено 16 Апреля 2015
Разное > Истории

Нет аватара
+1
  Прислал(a): Ленид
  Добавить Ленид в избранные авторы   Фотолента Ленид 0
   Список публикаций
Версия для печати    Инфо и настройки  Мой цитатник
теги у этой публикации не заданы [все теги сайта]

Если спросить, что такое беляны, то немногие ответят на этот вопрос. А ведь всего каких-то 100 лет назад эти гигантские корабли плавали по Волге и Ветлуге. Беляны, пожалуй, самые уникальные речные суда на свете. Это были огромные, даже по нынешним мерам, суда. По некоторым данным существовали беляны длиной до 120 м. Высота борта могла достигать 6 метров.

Давным-давно, еще до революции, каждую весну, как только Ветлуга вскрывалась ото льда, жители прибрежных деревень зачарованно провожали взглядом величественные белоснежные сооружения, медленно проходившие по реке. Величали их «белянами» – белые, значит. В отличие от плотов и сойм они грузилась только обработанным, «белым» лесом – оттого считались более ценными и дорогими.



Разновидностей речных судов в своё время было великое множество: гусянки, подчалки, полулодки, паромы, барки… Судостроительное дело считалось престижным и прибыльным: до появления в России доступных железных и автомобильных дорог река была самым быстрым и дешевым способом транспортировки пассажиров и грузов. В зависимости от особенностей реки на ней пользовались популярностью определенные виды судов.

Ветлуга прославилась белянами. Их строили только на трех судоверфях, одна из которых была Баковской.

…Красивое это было зрелище – идущая по синим ветлужским водам величественная беляна. Не каждый, наверное, задумывался над тем, ценой какого неимоверного труда создавалась эта красота. Труд сплавщиков можно было сравнить с каторжным, с той лишь разницей, что каторга – это труд подневольный.

Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!

Рубка и сплав леса велись варварскими способами при отсутствии какой-либо механизации. Рубить лес рабочие отправлялись артельно, захватив с собой из дома продовольствие. Жили в лесу, по три-четыре месяца не бывая дома, довольствуясь скудным и однообразным питанием, ночуя в маленьких избушках-зимницах, которые плохо удерживали тепло.

Срубленный лес надо было стащить к сплавной речке (притоку Ветлуги). Здесь брёвна связывали в звенья, и когда начиналось половодье, гнали к Ветлуге (до устья сплавной речки). Делалось это с применением длинных шестов, которыми оттаскивали связанные брёвна от берегов, чтобы не было затора, а некоторые отважные молодцы усаживались на небольшие плоты и лихо мчались к устью речонки по быстрой воде, направляя движение плывущего леса.

Несмотря на то, что работа бурлака была очень опасной, угрожающей иногда потерей здоровья и даже гибелью, люди шли сюда, так как работа эта была хотя и скудным, но подспорьем в крестьянской жизни. Женщины тоже работали на белянах, но их труд оплачивался гораздо ниже. Поэтому сплавлялись они в редких случаях, лишь когда плот обслуживала вся семья.

Лес в беляне укладывался особым способом – ровными рядами с широкими проёмами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее подсыхали, что сохраняло их от гниения.

Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны. Расстояние между шпангоутами – не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями

Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз – «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая беляна была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!

А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру

При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров!

Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля – лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, несмотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.

Интересно, что и палуба “беляны” тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на “беляне” ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки — «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман.

При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской под «золото». Хотя судно это и было сугубо функциональным, “беляны”, тем не менее, богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над “белянами” словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить!

Рабочих на “беляне” было от 15 до 35 человек, а на самых больших от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус “беляны” всегда понемногу протекал. Из-за этого “беляну” грузили так. чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала бы туда!

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот.

Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее, даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани

Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле этого слова ничего не оставалось! «Казенки» продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж – абсолютно все приносило доход владельцам белян! Только лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать беляну на плаву дольше одного сезона оказывалось невыгодно!

История белян интересна еще и тем, что некоторые из них за одну навигацию и собирались и разбирались по два раза! Так, например, небольшие беляны в том месте, где Волга близко подходила к Дону, причаливали к берегу, после чего весь груз с них конными повозками перевозили на Дон. После этого разбирали и саму беляну, везли вслед за грузом, вновь собирали ее и грузили уже на новом месте. Теперь лес на них сплавлялся в низовья Дона, где беляны разбирались уже во второй раз!


Этот checkbox служит для того чтобы отметить
несколько фото в публикации (если например понравились только
2 фото из 20). Используется в:
- добавить в заметки
- послать другу по e-mail
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
Комментарии пользователей ( Добавить комментарий к публикации   Добавить комментарий к публикации )
  • >50
    Exquemelin  [12] 16.04.2015 19:25   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    Были еще гусяны, не только по Ветлуге гоняли , но и по Унже. Из шарьинского музея материал?
  • +1
    Ленид [публикатор]  [12] 16.04.2015 19:35   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +4 Понравился комментарий
    Exquemelin: Были еще гусяны, не только по Ветлуге гоняли , но и по Унже. Из шарьинского музея материал?
    Вся переписка   
    Краеведческий музей Нижегородская область, р.п. Красные Баки
  • >50
    Exquemelin  [12] 16.04.2015 19:57   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    Ленид: Краеведческий музей Нижегородская область, р.п. Красные Баки
    Вся переписка   
    Слыхал о Красных Баках , но бывал только в Семенове, да в Ветлуге...
  • >50
    serg  [11] 17.04.2015 09:13   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    а были еще ковчеги..... их тоже там где-то гоняли
  • >50
    Murenka  [12] 17.04.2015 09:48   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    Exquemelin: Были еще гусяны, не только по Ветлуге гоняли , но и по Унже. Из шарьинского музея материал?
    Вся переписка   
    Гусяны назывались так, по-моему, от названия реки Гусь (приток Оки? Или Волги?) - оттуда они пошли.
  • >50
    Exquemelin  [12] 17.04.2015 09:54   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +6 Понравился комментарий
    serg: а были еще ковчеги..... их тоже там где-то гоняли
    Вся переписка   
    Ковчег по Арарату гоняли
  • >50
    iliaber1  [12] 17.04.2015 12:23   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +3 Понравился комментарий
    Впервые познакомился с этой темой так подробно. Спасибо за очень интересную публикацию.
  • +1
    Дмитрий  [11] 17.04.2015 12:26   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    Очень интересно! Никогда не слышал о таких судах. В детстве ездил на лето в деревню в Вологодскую обл. - там сплавная река, сплавляли еще до конца 80-х годов -- вот это варварский способ - столько леса на дне сейчас! Топляки до сих пор торчат. А все берега, чтобы лес не выбрасывало на берег, были "обшиты" деревянными "тумбами" и связаны бревнами. А тут - все культурненько и без потерь! Гениально!
  • +40
    pypkin vasia  [12] 17.04.2015 14:30   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    спасибо за публикацию! Очень интересно , краем уха слышал , но так подробно впервые !
  • >50
    Exquemelin  [12] 17.04.2015 17:55   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    Дмитрий: Очень интересно! Никогда не слышал о таких судах. В детстве ездил на лето в деревню в Вологодскую обл. - там сплавная река, сплавляли еще до конца 80-х годов -- вот это варварский способ - столько леса на дне сейчас! Топляки до сих пор торчат. А все берега, чтобы лес не выбрасывало на берег, были "обшиты" деревянными "тумбами" и связаны бревнами. А тут - все культурненько и без потерь! Гениально!
    Вся переписка   
    до конца восьмидесятых , и на Ветлуге с Унжей был молевой сплав, сейчас его не стало
  • >50
    1730  [11] 17.04.2015 18:07   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +3 Понравился комментарий
    Exquemelin: Ковчег по Арарату гоняли
    Вся переписка   
    в ветхозаветных хрониках описан случай, как армянские контрабандисты гоняли из Турции ковчеги со всякой живностью

Альтернативные названия публикации ( Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал более подходящее название к этой публикации)

Жалобы ( Добавить жалобу на публикацию Сообщить о нарушениях правил в этой публикации)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Текущая лента: Блоки с фото на первой странице
сменить ленту

Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail 




pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1253089
HTML: <a href="http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1253089">Уникальные русские беляны </a>
ВВcode: [URL=http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1253089]Уникальные русские беляны [/URL]

 
   РЕДАКТИРОВАНИЕ названия,содержания, подписей к картинкам
 
 
Перейти на мобильную версию сайта