Художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда ему исполнилось восемь лет, его отдали в Александровский кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он определяется в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу Санкт-Петербургского Общества поощрения художеств. Преподователи с одобрением отзывались о его способностях, и он сам мечтал стать художником.
Блестяще окончив курс Морского кадетского корпуса (к концу обучения он был фельдфебелем гардемаринской роты), Верещагин 3 апреля 1860 года производится в гардемарины. Но страсть к рисованию и плохое перенесение им морских плаваний сподвигли его сразу же подать прошение об отставке. 11 апреля 1860 года Верещагин производится в прапорщики по ластовым экипажам с увольнением от службы. В 1861 году Верещагин поступает в Императорскую Академию художеств, где упорно занимается живописью. Но академическая система обучения с ее нормами и традициями тяготили начинающего художника. В 1863 году Верещагин оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами стали многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
В 1867 году по приглашению Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана, Верещагин едет в Туркестан, где постоянно происходят военные столкновения с туземцами. "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...", - писал художник. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских воинов тяжелую осаду этого города войсками бухарского эмира. За проявленную при обороне храбрость Верещагин удостоен Военного ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса.
В художественном отношении впечатления этой обороны и личного участия Верещагина в других военных операциях при завоевании Туркестана, а также при втором его путешествии туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как "Пусть войдут", "Вошли", "Окружили", "Преследуют", "Нападают врасплох" и др., вошедшие в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-74 гг. и имевшей колоссальный успех в Европе и России. Героями своих картин он сделал простых солдат, внеся в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. В ряде картин с совершенной простотой выразилась чуждая всякой аффектации, непоколебимая стойкость русского солдата под натиском превосходнейших сил ("Сдавайтесь! - Никогда", "Нападают врасплох. Ляжем костьми") и то философски спокойное отношение его к смерти и врагу, которое так контрастирует в нем с жестоким злорадством варвара-азиата ("Победители", "Побежденные"). Однако, контраст этих картин с привычной парадной официальностью в батальной живописи был все же так резок, что толки об "оклеветании русской армии", "непатриотичности" и проч. вызвали недружелюбное отношение к Верещагину не одних завистников, но и таких расположенных к художнику лиц, как генерал Кауфман. Шокировало многих то, что в его картинах оказывались в армии "забытые", замерзшие, раненые и убитые.
Чутко относясь к этим незаслуженным упрекам в тенденциозности, Верещагин сам уничтожил такие вызывавшие особые нарекания картины, как "Забытый" (преследовалась даже музыка Мусоргского к этой картине), "Окружили", "Преследуют", "Вошли", хотя в них не было ничего, кроме неприкрашенной правды.
"Я никогда не видал, - писал художник, - правдивых картин битв, и твердо решил представить все так, как оно есть в действительности". Не стесненный заказами и официальными требованиями, он старался видеть все не из дали штабов, а в передовой линии, не думая о личной безопасности, и не как пассивный зритель, а как активный участник.
Суровым осуждением войн, несущих гибель и несчастье стала картина "Апофеоз войны". "Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим" - гласит надпись автора на раме.
В 1874-1876 годах Верещагин совершил первую поездку в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов. К числу лучших этюдов относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге", "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак", "Мавзолей Тадж-Махал в Акре".
У Верещагина возник замысел создать большую "Индийскую поэму", рассказывающую об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной страны в колонию Британской империи. Начавшаяся Турецкая война 1877-1878 годов не позволила Верещагину закончить замысел.
Верещагин спешит к действующей армии. Прикомандированный к Штабу Главнокомандующего, он не ограничивается наблюдениями из Главной квартиры, но и совершает с войсками поход до Дуная, а затем вместе с товарищем своим по курсу Морского кадетского корпуса лейтенантом Н. Л. Скрыдловым, участвует на лодке "Шутка" в атаке на турецкий монитор. Оправившись наскоро от раны, полученной в этом деле, Верещагин поспешил к Плевне, оттуда со Скобелевым - к Шипке и с отрядом генерала Струкова - в набег к Андрианополю. Он не останавливается ни перед чем для художественных наблюдений, залезая в обстреливаемые картечью барки на Дунае, набрасывая этюды под пулями, разбивавшими его палитру, свозя с полей сражений груды пропитанного кровью тряпья, одежды, обломков оружия, исполняя обязанности ординарца, участвуя в рекогносцировках и т. п.
"Выполнить цель, которой я задался, - писал Верещагин, - дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то".
За участие в боевых действиях Верещагин был представлен к награждению Золотым оружием, но отказался от награды и в 1878 году, с началом мирных переговоров, уехал в Париж, откуда через два года вышла его знаменитая "Поэма войны", вызвавшая еще большую сенсацию, чем туркестанская серия ("После атаки", "Транспорт пленных", "По дороге к Плевне", "На Шипке все спокойно"). Но его раненые не кричат, часовые замерзают, не выпуская ружья, спокойно лежат "Перед атакой" и ждут сигнала серые ряды и преображаются в восторженном порыве, когда мимо них проносится "Белый генерал", "Именем отечества" благодаря за победу ("Шипка-Шейново"). Император Александр II, обозрев выставку, с грустью сказал: "Все это верно, все это так было", и даже Мольтке, запретив германским офицерам бывать на выставке, все же признал: "Точь-в-точь то же было и у нас".
Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: "Землянки на Шипке", "Батареи на Шипке", "На Шипке все спокойно", "Шипка-Шейново". Ряд полотен посвящен событиям, связанным со штурмом Плевны: "Атака", "После атаки". Картины "Победители", "Побежденные. Панихида по убитым" посвящены сражению под Телишем.
В 1880 и 1883 годах Балканская серия была выставлена в Петербурге. За сорок дней выставку посетили более двухсот тысяч человек - успех превзошел все ожидания.
В долгий период мира 1880-90-х годов Верещагин не сидит на месте. Он вторично посещает Индию (1882-1883), едет в Сирию и Палестину (1883-1884), создает "Палестинскую серию", состоящую в основном из этюдов и картин документально-этнографического характера. Верещагин знакомит со своими картинами Новый Свет, перебрасывается в Японию, на Филиппины, Кубу ("Взятие С.-Жуанских высот войсками Рузвельта"), пишет свои воспоминания "На войне в Азии и Европе". Результатом поездок Верещагина по Северу России явилась серия рисунков и этюдов с изображением памятников старинного деревянного зодчества, северной природы и простых русских людей.
С 1887 года художник отдается изучению эпохи 1812 года, для чего бросает свои заграничные мастерские, строит дачу на Серпуховской дороге и создает "опрощенного" Наполеона в подлинной обстановке суровой русской зимы, зловещих пожаров и партизанских действий. Более двадцати полотен создано им на эту тему.
Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.
Начало Японской войны 1904-1905 годов заставило Верещагина бросить начатые работы и "полететь" на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. По прибытии в Порт-Артур он был назначен состоять при штабе начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала С. О. Макарова. Но судьба не дала возможности воплотиться новым замыслам.
Верещагин всегда был в центре опасных событий, чтобы на своих картинах оставить потомкам память об истории России.
Взрыв броненосца «Петропавловск» 31 марта 1904 года на японской мине в Порт-Артуре унес бесценные жизни двух великих людей, настоящих патриотов своей страны: адмирала Макарова и его друга, художника Василия Васильевича Верещагина.
1-2 Верещагин В. В.
Картины Верещагина:
3. Вице-адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин в каюте броненосца Петропавловск в 1904 году. 1904
4. Нападают врасплох. 1871
5. Представляют трофеи. 1872
6. Торжествуют. 1872
7. Смертельно раненый. 1873
8. Скобелев под Шипкой. 1879
9. Перед атакой. Под Плевной. 1881
10. Побежденные. Панихида
11. Апофеоз войны. 1871
Предыдущие публикации:
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=837583
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=836775