Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь? | ||
Вы сейчас на необычном развлекательном сервере Pokazuha.ru : | ||
Порядка четверти миллиона публикаций, разложенных по 270 темам. При таком огромном выборе каждый найдет что-то интересное для себя. Новые публикации каждые 5-10 минут; Есть уникальная система запоминания просмотренного Вами, и отбора для показа ТОЛЬКО нового материала; Ежедневно ставятся тысячи рейтингов. По ним система может выбирать для Вас самое интересное; Есть возможность самому выложить что-то хорошее. И если это понравится народу - заработать на этом; |
Многоцелевая атомная подводная лодка пр.971 - AKULA
Выложено 19 декабря 2013
Многоцелевая атомная подводная лодка. Разработка ПЛА пр.971 начата СКБ-143 "Малахит" (г.Ленинград, главный конструктор Георгий Николаевич Чернышов, с августа 1976 г., после 1997 г. - Ю.И.Фарафонтов) по ТТЗ 1972 г. "разработка большой атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения" в качестве аналога ПЛА пр.945 с заменой в конструкции титановых сплавов стальными. В проекте использованы проработки по малошумным ПЛА пр.991 и пр.958. Краткий эскизный проект (аванпроект) разработан к началу 1976 г. В разработке технического проекта, работа над которым начата по совместному решению МСП и ВМФ от 27 июля 1976 г., принял участие ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова (особенно в части снижения шумности ПЛА). Группа главного конструктора сформирована в августе 1976 г.
Проектирование: Технический проект лодки разработан с сентября 1976 г. по май 1977 г. Одна из основных задач, которая стояла перед разработчиками - удержание ПЛА в рамках водоизмещения заявленного в эскизном проекте. Технический проект рассмотрен 1 ЦНИИ МО СССР (кораблестроения) в июне 1977 г. и утвержден 13 сентября 1977 г. с оговорками, что в процессе разработки чертежей и строительства надо обеспечить еще большее снижение шумности, размещение пусковых установок СГПД, размещение КРБД с возможностью применения по береговым целям. После получения информации о нововведениях на американской ПЛА типа Los-Angeles, которые выразились в установке ГАС с цифровой обработкой сигналов, снижающей влияние собственных шумов ПЛА, а так же с учетом пожеланий руководства ВМФ оснастить ПЛА КРБД "Гранат" (постановление СМ СССР от 26 мая 1978 г.) проект был переработан дополнительно под установку ГАК "Скат-3", что потребовало изменения конструкции корпуса. Проект сдан в 1980 г.
Производство: подготовка к производству серии лодок пр.971 на Судостроительном Заводе в Комсомольске-на-Амуре (завод №199) велась с 1978 г. Головная ПЛА К-284:
- заложена в конце 1980 г.
- первый блок оборудования установлен в прочный корпус в июне 1983 г.
- закладная доска установлена 6 ноября 1983 г.
- официальной датой закладки значится 11 ноября 1983 г.
- сборка прочного корпуса завершена в феврале 1984 г.
- ПЛ К-284 выведена из цеха в транспортно-спусковой плавдок "Амур" 16 июля 1984 г.
- начало транспортировки ПЛ в плавдоке на сдаточную базу в п.Большой Камень - 16 октября 1984 г.
- спуск на воду из плавдока в бухте Чихачева, пуск ППУ - до 25 октября 1984 г.
- поступила своим ходом на сдаточную базу завода в п.Большой Камень и была посажена на мель (оказались забиты грязью циркуляционные трассы) 25 октября 1984 г.
- два неудачных этапа заводских ходовых испытаний - по причине невыхода ППУ на мощность более 50% (из-за забитых грязью циркуляционных трасс) - с 7 декабря 1984 г.
- чистка циркуляционных трасс - 7-20 декабря 1984 г.
- третий удачный этап заводских ходовых испытаний - до конца декабря 1984 г.
- подписание приемного акта ПЛ К-284 - 30 декабря 1984 г. (с указанием перечня работ перенесенных на 1985 г.)
Испытания и принятие на вооружение. Заводские испытания К-284 начаты 7 декабря 1984 г. и официально ПЛ К-284 сдана ВМФ подписанием Акта о приемке 30 декабря 1984 г. после чего с базированием в п.Большой Камень приступила к доводке оборудования и испытаниям систем. Акустическая доводка ПЛ К-284 выполнена в период с 1985 по 1987 г.г. Окончательная отделка и покраска - 1986 г. С 1986 г. головная ПЛ обеспечивала так же испытания серийных ПЛ пр.971. Мореходные испытания проведены в 1986-1987 г.г. Первые пуски КРБД "Гранат" - январь 1987 г. Проверка технологии и трудоемкости навигационного и докового ремонтов проведены в 1987 г. и в 1989 г. ГАК и часть систем вооружения дорабатывались и приняты в эксплуатацию в 1988 г., первое погружение на предельную глубину состоялось 1 июля 1989 г. К этому моменту ПЛ К-284 прошла более 50000 миль и имела наработку основных механизмов около 10000 часов. Испытания всех систем ПЛА завершены только в 1990 г.
ПЛА пр.971 строились на заводах в Комсомольске-на-Амуре (завод №199, с 1983 г. по настоящее время) и в Северодвинске ("Севмаш" - завод №402, цех №50, с 1985 г. по 2001 г.) и по первоначальным планам планировалось построить 25 ПЛА (было заложено 20 ПЛА). По умолчанию данные ПЛА пр.971.
Конструкция ПЛ - двухкорпусная, кормовое оперение с обтекателем буксируемой антенны ГАС на верхнем вертикальном руле. Прочный корпус выполнен из стали новой марки с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR) и разделен на 7 отсеков. На этапе проектирования решалась задача значительного (примерно в 5 раз по сравнению с ПЛА 2-го поколения) снижения шумности с использованием проработок малошумной ПЛА пр.991. Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛА установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в многопалубных аммортизационных блоках ("этажерках"), являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вне и внутри прочного корпуса ПЛА используются вибропоглощающие и виброизолирующие покрытия. По некоторым данным используются активные средства снижения шума. Оборудование ПЛА отвечает нормам виброакустических характеристик ВАХ-74. На ПЛА улучшены условия обитаемости экипажа.
Реакторный отсек прочного корпуса ПЛА был сконструирован с изолированным помещением над реакторной и насосной выгородками с биологической защитой. В помещении располагались щиты второго эшелона электроэнергетической системы ПЛА.
Начиная с ПЛА К-322 (заводской №513) внедрены 25 мероприятий по снижению шумности включая амортизированный главный подшипник валопровода.
Начиная с ПЛА К-391 (заводской №514) устанавливаются пороховые генераторы продува циcтерн главного балласта. Начиная с ПЛА К-391 на ПЛА устанавливается забортная арматура циркуляционных трасс типа "Плавник" - форма заборника становится плоской в сечении вместо круглой.
Начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК) на лодки устанавливается 34 новых механизма с соответствием нормам виброакустических характеристик ВАХ-80.
По некоторым данным на ПЛА пр.971 используется система воздействия на пограничный слой омывающей корпус воды с целью снижения сопротивления, которая, вероятно, отработана на опытовой ПЛ пр.1710 "Макрель"
Двигатели:
- ЯЭУ с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650М.01 (на К-284 и остальных ПЛА) мощностью 190 МВт (создана на основе базовой модели ОК-650.БЗ). Два двухсекционных парогенератора. Конструкторы ППУ - Симонов Р.И,, Фарафонтов Ю.И., Богданович В.П., Рынский М.В. ППУ установлена на П-образные консольные балки заделанные в поперечные переборки (включая бак водяной защиты). ППУ позже использовалась на ПЛА других проектов. ППУ оснащена системой аварийного безбатарейного расхолаживания с забортными титановыми теплообменниками, легкой герметичной цистерной водной биологической защиты с системой компенсации.
- 1 х паровая блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) с ГТЗА ОК-9М (на первых ПЛА выпуска завода в Комсомольске-на-Амуре) и ОК-9ВМ с улучшенной аммортизацией мощностью 43000-50000 л.с. (по разным данным, вероятней 50000 л.с.). На головной ПЛА К-284 - ПТУ ОК-9В. ПТУ смонтирована на амортизированной промежуточной раме опирающейся на межотсечные переборки с выносом главных циркуляционных насосов в смежные отсеки.
- 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью ПГ-160 (?) по 410 л.с (370 л.с. по др.данным). Расположены в выдвигаемых колонках ОК-300 (главный конструктор - А.М.Кузьмин).
Движители - один вал, один 7-лопастный винт фиксированного шага с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. Дейдвудный подшипник основного вала оснащен системой самопроточного охлаждения, что значительно снижало шумовые показатели. Два откидывающихся подруливающих устройства ОК-300. Винты для пр.971 изготавливались с использованием купленных у компании Toshiba в обход ограничений КОКОМа высокоточных металлообрабатывающих станков (использовались так же для ПЛ других проектов 3-го поколения). Носовые горизонтальные рули с закрылками, выдвижные. Система охлаждения с заборниками воды в центральную трассу (начиная с К-391 типа "Плавник" - более эффективные).
Энергетика - два турбогенератора переменного тока ОК-2 мощностью по 3200 кВт, два обратимых преобразователя постоянного тока.
Резервное электропитание - две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, 2 х дизель-генератора ДГ-300 мощностью по 750 л.с. (по др.данным 1 х АСДГ-800-1 или АСДГ-1000 - возможно. на разных подсериях разные дизель-генераторы) с обратимым преобразователем, запас топлива - 10 суток.
Начиная с ПЛА К-391 устанавливаются аварийные электросиловые сети, а начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК) устанавливаются забортные аварийные силовые сети.
Система спасения и жизнеобеспечения - всплывающая спасательная камера (ВСК) - агрегат ВСК - развитие и аналог ВСК ПЛА пр.705. На ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И установлена ВСК новой конструкции (см.рис). Система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная противохимическая) с рабочим веществом-огнегасителем хладоном 114В2 (фреон). Спасательный универсальный комплекс КСУ-600Н-4 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (4 шт, только на ПЛА К-335 "Гепард", система разработана ЦКБ "Лазурит").
Система регенерации воздуха "Астра-3". Новая совмещенная система электро-химической регенерации воздуха (ЭХРВ) - начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК).
ТТХ подводной лодки:
Экипаж - 73 чел (в т.ч. 33 офицера)
Длина:
- 108,25 м (по техпроекту май 1977 г.)
- 110,3 м (AKULA, Improved AKULA)
- 113.3 м (AKULA-II / пр.971У и К-335 AKULA-III)
Ширина - 13,5-13,6 м
Ширина по кормовым горизонтальным рулям - 15,4 м
Осадка средняя - 9,68 м
Диаметр прочного корпуса (на примере реакторного отсека) - 10.9 м
Водоизмещение надводное:
- 7540 тонн (по аванпроекту ТТЗ)
- 7740 тонн (по техпроекту май 1977 г.)
- 8140 тонн (пр.971 AKULA, пр-ва ПО "Севмаш")
- 8470-8500 тонн (по разным данным AKULA-II / К-335 AKULA-III)
Водоизмещение подводное:
- 12770 тонн (пр.971 AKULA, пр-ва ПО "Севмаш")
- 13400-13800 тонн (по разным данным AKULA-II / К-335 AKULA-III)
Скорость надводного хода:
- 10 уз
- 20 уз (по западным данным)
- 11.6 уз по др.данным ( в т.ч. К-152 "Нерпа" ?)
- 12 уз (пр.971У)
Скорость подводного хода:
- 6-9 уз (тихий ход)
- 33 уз
- 35 уз (по западным данным)
Скорость подводного хода на подруливающих электродвигателях - 5 уз
Глубина погружения предельная - 600 м
Глубина погружения рабочая:
- 480 м (AKULA, Improved AKULA)
- 520 м (AKULA-II и в т.ч. К-152 "Нерпа" ?, но, возможно, для всех ПЛА проекта)
Автономность - 100 суток (по запасам)
Шумность и дальность обнаружения ПЛА пр.971 по разным отрывочным данным:
- Максимальная дальность обнаружения лодки пр.971 ГАК AN/BQQ-5 (ПЛА Los-Angeles) - 10 км (данные 1995 г).
- При скорости хода 6-9 уз первые корпуса ПЛА пр.971 не обнаруживались средствами ПЛО США (данные 1995 г).
- Шумность ПЛА К-284 на 12-15 Дб или в 4-4.5 раза ниже шумности ПЛА пр.671РТМ VICTOR-III (Jane"s)
- Шумность ПЛА К-335 ниже шумности К-284 в 3.5 раза
- При естественном фоне в 40-45 дБ в штиль уровень шума ПЛ пр.971 составлял 60-70 дБ - серия ПЛ и условия замеров неизвестны, Камчатка
- При этом ПЛА пр.971 считаются более шумными, чем ПЛА SeaWolf или Improved Los-Angeles (без уточнений). По западным данным (1994 г.) шумность ПЛА пр.971 Improved AKULA на скоростях 5-7 уз аналогична или ниже шумности Improved Los-Angeles
Ориентировочная стоимость ПЛА пр.971 - 1.55 млрд. USD (в ценах 1995 г.)
Вооружение:
4 х 650 мм носовых ТА (боезапас 12 торпед 65-76, ракет ПЛРК РПК-7 "Ветер")
4 х 533 мм носовых ТА (боезапас 28 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД 3М10 "Гранат" или "Бирюза", ракеты ПЛРК РПК-6 "Водопад").
ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И - 8 х 533 мм носовых ТА
Система подготовки ТА "Гринда"
Боекомплект - общий - 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.
Согласно советско-американским договоренностям 1989 г. в составе вооружений не применяются боеприпасы с ядерными боевыми частями.
Начиная с ПЛА К-391 (зав.№514) пр.971 / 09710 AKULA на лодках устанавливается 6 х 533 мм одноразовых неперезаряжаемых пусковых установки РЭПС-324 "Шлагбаум" для запуска средств гидроакустического противодействия, расположена в надстройке (начиная с ПЛА К-391 - заводской №514) - т.е. часть AKULA, Improved AKULA, AKULA-II и AKULA-III, кроме К-152 "Нерпа"). Боекомплект - 6 СГАПД. Первоначально на Западе данные ПУ были восприняты как пусковые установки вертикального пуска для КРБД "Гранат" / SS-N-21 SAMPSON.
СГАПД:
МГ-74 "Корунд-2"
МГ-104 "Бросок"
МГ-114 "Берилл"
ПЗРК "Стрела-3" или "Игла" - 3 ПУ, 12 ЗУР.
Оборудование:
Гидроакустическое оборудование и БИУС:
пр.971 AKULA
пр.971 Improved AKULA
пр.971 AKULA-II
пр.971 / пр.971М (?) (К-335) - AKULA-III
БИУС МВУ-132 (?) "Омнибус" разработки ЦНИИ "Агат". На ПЛА пр.971М К-335 "Гепард" - "Омнибус-У".
Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-540 "Скат-3" SHARK GILL с цифровой обработкой информации разработан ЦНИИ "Морфизприбор", г.Санкт-Петербург, главный конструктор Какалов В.А. НИОКР велись начиная с 1980 г. на базе МГК-500 "Скат". По своим возможностям ГАК МГК-540 не уступает американским аналогам - модернизированным ГАК AN/BQQ-5 и AN/BQQ-6. Испытания окончательной комплектации ГАК проводились в 1986-1987 г.г. в Японском море и завершены только в 1988 г. (ПЛА К-284 "Акула" пр.971 AKULA):
- наладочные и заводские испытания опытного образца ГАК на головной ПЛА К-284 - 1985-1986 г.г.
- государственные испытания опытного образца ГАК в т.ч. в океанских условиях - 1986-1987 г.г.
- доработка ГАК и испытания в морских условиях - 1988 г.
- комплексная проверка боевых свойств ПЛ - 1988 г.
На ПЛА второй серии - планировавшихся к постройке после К-335 "Гепард" предполагалось провести модернизацию ГАК.
Состав ГАК:
1. Аппаратура общего назначения с выводом информации на пульт управления;
2. Аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации);
- прибор №1 - носовая пассивно-активная ГАС поиска и атаки (SHARK GILL), работающая на средних и низких частотах; обтекатель основной антенны ГАК - безнаборный стеклопластиковый.
- 2 х бортовых конформных антенны "Акула" большой протяженности;
4. Аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника МГ-70 (встречается обозначение МТ-70 - сомнительно);
5. Аппаратура звукоподводной связи и госопознавания МГК-80;
6. Подсистема №6 - аппаратура шумопеленгования на низких частотах с использованием буксируемой протяженной антенны МГБС-541 "Скат-3" (расположена в обтекателе-гондоле УПВ-1-3 на верхнем вертикальном руле).
7. Аппаратура классификации целей с использованием цифровой библиотеки шумов; НИР "Основа", "Мелодия", "Метод", "Мыс", "Сигнал" проведены ЦНИИ "Морфизприбор" в 1979-1987 г.г. В это же время на ГАК МГК-540 решена задача классификации целей по информации от всех подсистем ГАК;
8. Аппаратура контроля работы комплекса.
Кроме того совместно с комплексом работают следующие ГАС:
- ГАС миноискания МГ-519 "Арфа-М"
- ГАС измерения скорости звука в воде МГ-543 "Отражатель" или "Жгут-М"
- ГАС определения начала кавитации гребных винтов МГ-512 "Винт-М"
- эхоледомер МГ-518 "Север-М"
- навигационный обнаружитель разводий во льдах НОР-1
- навигационный обнаружитель круговой НОК-1
Дальность обнаружения ГАК в 3 раза превышает дальности обнаружения ГАК ПЛА 2-го поколения.
Дальность обнаружения целей - 220-230 км (по разным данным)
Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей - 30
Проектирование: Технический проект лодки разработан с сентября 1976 г. по май 1977 г. Одна из основных задач, которая стояла перед разработчиками - удержание ПЛА в рамках водоизмещения заявленного в эскизном проекте. Технический проект рассмотрен 1 ЦНИИ МО СССР (кораблестроения) в июне 1977 г. и утвержден 13 сентября 1977 г. с оговорками, что в процессе разработки чертежей и строительства надо обеспечить еще большее снижение шумности, размещение пусковых установок СГПД, размещение КРБД с возможностью применения по береговым целям. После получения информации о нововведениях на американской ПЛА типа Los-Angeles, которые выразились в установке ГАС с цифровой обработкой сигналов, снижающей влияние собственных шумов ПЛА, а так же с учетом пожеланий руководства ВМФ оснастить ПЛА КРБД "Гранат" (постановление СМ СССР от 26 мая 1978 г.) проект был переработан дополнительно под установку ГАК "Скат-3", что потребовало изменения конструкции корпуса. Проект сдан в 1980 г.
Производство: подготовка к производству серии лодок пр.971 на Судостроительном Заводе в Комсомольске-на-Амуре (завод №199) велась с 1978 г. Головная ПЛА К-284:
- заложена в конце 1980 г.
- первый блок оборудования установлен в прочный корпус в июне 1983 г.
- закладная доска установлена 6 ноября 1983 г.
- официальной датой закладки значится 11 ноября 1983 г.
- сборка прочного корпуса завершена в феврале 1984 г.
- ПЛ К-284 выведена из цеха в транспортно-спусковой плавдок "Амур" 16 июля 1984 г.
- начало транспортировки ПЛ в плавдоке на сдаточную базу в п.Большой Камень - 16 октября 1984 г.
- спуск на воду из плавдока в бухте Чихачева, пуск ППУ - до 25 октября 1984 г.
- поступила своим ходом на сдаточную базу завода в п.Большой Камень и была посажена на мель (оказались забиты грязью циркуляционные трассы) 25 октября 1984 г.
- два неудачных этапа заводских ходовых испытаний - по причине невыхода ППУ на мощность более 50% (из-за забитых грязью циркуляционных трасс) - с 7 декабря 1984 г.
- чистка циркуляционных трасс - 7-20 декабря 1984 г.
- третий удачный этап заводских ходовых испытаний - до конца декабря 1984 г.
- подписание приемного акта ПЛ К-284 - 30 декабря 1984 г. (с указанием перечня работ перенесенных на 1985 г.)
Испытания и принятие на вооружение. Заводские испытания К-284 начаты 7 декабря 1984 г. и официально ПЛ К-284 сдана ВМФ подписанием Акта о приемке 30 декабря 1984 г. после чего с базированием в п.Большой Камень приступила к доводке оборудования и испытаниям систем. Акустическая доводка ПЛ К-284 выполнена в период с 1985 по 1987 г.г. Окончательная отделка и покраска - 1986 г. С 1986 г. головная ПЛ обеспечивала так же испытания серийных ПЛ пр.971. Мореходные испытания проведены в 1986-1987 г.г. Первые пуски КРБД "Гранат" - январь 1987 г. Проверка технологии и трудоемкости навигационного и докового ремонтов проведены в 1987 г. и в 1989 г. ГАК и часть систем вооружения дорабатывались и приняты в эксплуатацию в 1988 г., первое погружение на предельную глубину состоялось 1 июля 1989 г. К этому моменту ПЛ К-284 прошла более 50000 миль и имела наработку основных механизмов около 10000 часов. Испытания всех систем ПЛА завершены только в 1990 г.
ПЛА пр.971 строились на заводах в Комсомольске-на-Амуре (завод №199, с 1983 г. по настоящее время) и в Северодвинске ("Севмаш" - завод №402, цех №50, с 1985 г. по 2001 г.) и по первоначальным планам планировалось построить 25 ПЛА (было заложено 20 ПЛА). По умолчанию данные ПЛА пр.971.
Конструкция ПЛ - двухкорпусная, кормовое оперение с обтекателем буксируемой антенны ГАС на верхнем вертикальном руле. Прочный корпус выполнен из стали новой марки с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR) и разделен на 7 отсеков. На этапе проектирования решалась задача значительного (примерно в 5 раз по сравнению с ПЛА 2-го поколения) снижения шумности с использованием проработок малошумной ПЛА пр.991. Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛА установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в многопалубных аммортизационных блоках ("этажерках"), являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вне и внутри прочного корпуса ПЛА используются вибропоглощающие и виброизолирующие покрытия. По некоторым данным используются активные средства снижения шума. Оборудование ПЛА отвечает нормам виброакустических характеристик ВАХ-74. На ПЛА улучшены условия обитаемости экипажа.
Реакторный отсек прочного корпуса ПЛА был сконструирован с изолированным помещением над реакторной и насосной выгородками с биологической защитой. В помещении располагались щиты второго эшелона электроэнергетической системы ПЛА.
Начиная с ПЛА К-322 (заводской №513) внедрены 25 мероприятий по снижению шумности включая амортизированный главный подшипник валопровода.
Начиная с ПЛА К-391 (заводской №514) устанавливаются пороховые генераторы продува циcтерн главного балласта. Начиная с ПЛА К-391 на ПЛА устанавливается забортная арматура циркуляционных трасс типа "Плавник" - форма заборника становится плоской в сечении вместо круглой.
Начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК) на лодки устанавливается 34 новых механизма с соответствием нормам виброакустических характеристик ВАХ-80.
По некоторым данным на ПЛА пр.971 используется система воздействия на пограничный слой омывающей корпус воды с целью снижения сопротивления, которая, вероятно, отработана на опытовой ПЛ пр.1710 "Макрель"
Двигатели:
- ЯЭУ с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650М.01 (на К-284 и остальных ПЛА) мощностью 190 МВт (создана на основе базовой модели ОК-650.БЗ). Два двухсекционных парогенератора. Конструкторы ППУ - Симонов Р.И,, Фарафонтов Ю.И., Богданович В.П., Рынский М.В. ППУ установлена на П-образные консольные балки заделанные в поперечные переборки (включая бак водяной защиты). ППУ позже использовалась на ПЛА других проектов. ППУ оснащена системой аварийного безбатарейного расхолаживания с забортными титановыми теплообменниками, легкой герметичной цистерной водной биологической защиты с системой компенсации.
- 1 х паровая блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) с ГТЗА ОК-9М (на первых ПЛА выпуска завода в Комсомольске-на-Амуре) и ОК-9ВМ с улучшенной аммортизацией мощностью 43000-50000 л.с. (по разным данным, вероятней 50000 л.с.). На головной ПЛА К-284 - ПТУ ОК-9В. ПТУ смонтирована на амортизированной промежуточной раме опирающейся на межотсечные переборки с выносом главных циркуляционных насосов в смежные отсеки.
- 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью ПГ-160 (?) по 410 л.с (370 л.с. по др.данным). Расположены в выдвигаемых колонках ОК-300 (главный конструктор - А.М.Кузьмин).
Движители - один вал, один 7-лопастный винт фиксированного шага с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. Дейдвудный подшипник основного вала оснащен системой самопроточного охлаждения, что значительно снижало шумовые показатели. Два откидывающихся подруливающих устройства ОК-300. Винты для пр.971 изготавливались с использованием купленных у компании Toshiba в обход ограничений КОКОМа высокоточных металлообрабатывающих станков (использовались так же для ПЛ других проектов 3-го поколения). Носовые горизонтальные рули с закрылками, выдвижные. Система охлаждения с заборниками воды в центральную трассу (начиная с К-391 типа "Плавник" - более эффективные).
Энергетика - два турбогенератора переменного тока ОК-2 мощностью по 3200 кВт, два обратимых преобразователя постоянного тока.
Резервное электропитание - две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, 2 х дизель-генератора ДГ-300 мощностью по 750 л.с. (по др.данным 1 х АСДГ-800-1 или АСДГ-1000 - возможно. на разных подсериях разные дизель-генераторы) с обратимым преобразователем, запас топлива - 10 суток.
Начиная с ПЛА К-391 устанавливаются аварийные электросиловые сети, а начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК) устанавливаются забортные аварийные силовые сети.
Система спасения и жизнеобеспечения - всплывающая спасательная камера (ВСК) - агрегат ВСК - развитие и аналог ВСК ПЛА пр.705. На ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И установлена ВСК новой конструкции (см.рис). Система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная противохимическая) с рабочим веществом-огнегасителем хладоном 114В2 (фреон). Спасательный универсальный комплекс КСУ-600Н-4 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (4 шт, только на ПЛА К-335 "Гепард", система разработана ЦКБ "Лазурит").
Система регенерации воздуха "Астра-3". Новая совмещенная система электро-химической регенерации воздуха (ЭХРВ) - начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК).
ТТХ подводной лодки:
Экипаж - 73 чел (в т.ч. 33 офицера)
Длина:
- 108,25 м (по техпроекту май 1977 г.)
- 110,3 м (AKULA, Improved AKULA)
- 113.3 м (AKULA-II / пр.971У и К-335 AKULA-III)
Ширина - 13,5-13,6 м
Ширина по кормовым горизонтальным рулям - 15,4 м
Осадка средняя - 9,68 м
Диаметр прочного корпуса (на примере реакторного отсека) - 10.9 м
Водоизмещение надводное:
- 7540 тонн (по аванпроекту ТТЗ)
- 7740 тонн (по техпроекту май 1977 г.)
- 8140 тонн (пр.971 AKULA, пр-ва ПО "Севмаш")
- 8470-8500 тонн (по разным данным AKULA-II / К-335 AKULA-III)
Водоизмещение подводное:
- 12770 тонн (пр.971 AKULA, пр-ва ПО "Севмаш")
- 13400-13800 тонн (по разным данным AKULA-II / К-335 AKULA-III)
Скорость надводного хода:
- 10 уз
- 20 уз (по западным данным)
- 11.6 уз по др.данным ( в т.ч. К-152 "Нерпа" ?)
- 12 уз (пр.971У)
Скорость подводного хода:
- 6-9 уз (тихий ход)
- 33 уз
- 35 уз (по западным данным)
Скорость подводного хода на подруливающих электродвигателях - 5 уз
Глубина погружения предельная - 600 м
Глубина погружения рабочая:
- 480 м (AKULA, Improved AKULA)
- 520 м (AKULA-II и в т.ч. К-152 "Нерпа" ?, но, возможно, для всех ПЛА проекта)
Автономность - 100 суток (по запасам)
Шумность и дальность обнаружения ПЛА пр.971 по разным отрывочным данным:
- Максимальная дальность обнаружения лодки пр.971 ГАК AN/BQQ-5 (ПЛА Los-Angeles) - 10 км (данные 1995 г).
- При скорости хода 6-9 уз первые корпуса ПЛА пр.971 не обнаруживались средствами ПЛО США (данные 1995 г).
- Шумность ПЛА К-284 на 12-15 Дб или в 4-4.5 раза ниже шумности ПЛА пр.671РТМ VICTOR-III (Jane"s)
- Шумность ПЛА К-335 ниже шумности К-284 в 3.5 раза
- При естественном фоне в 40-45 дБ в штиль уровень шума ПЛ пр.971 составлял 60-70 дБ - серия ПЛ и условия замеров неизвестны, Камчатка
- При этом ПЛА пр.971 считаются более шумными, чем ПЛА SeaWolf или Improved Los-Angeles (без уточнений). По западным данным (1994 г.) шумность ПЛА пр.971 Improved AKULA на скоростях 5-7 уз аналогична или ниже шумности Improved Los-Angeles
Ориентировочная стоимость ПЛА пр.971 - 1.55 млрд. USD (в ценах 1995 г.)
Вооружение:
4 х 650 мм носовых ТА (боезапас 12 торпед 65-76, ракет ПЛРК РПК-7 "Ветер")
4 х 533 мм носовых ТА (боезапас 28 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД 3М10 "Гранат" или "Бирюза", ракеты ПЛРК РПК-6 "Водопад").
ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И - 8 х 533 мм носовых ТА
Система подготовки ТА "Гринда"
Боекомплект - общий - 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.
Согласно советско-американским договоренностям 1989 г. в составе вооружений не применяются боеприпасы с ядерными боевыми частями.
Начиная с ПЛА К-391 (зав.№514) пр.971 / 09710 AKULA на лодках устанавливается 6 х 533 мм одноразовых неперезаряжаемых пусковых установки РЭПС-324 "Шлагбаум" для запуска средств гидроакустического противодействия, расположена в надстройке (начиная с ПЛА К-391 - заводской №514) - т.е. часть AKULA, Improved AKULA, AKULA-II и AKULA-III, кроме К-152 "Нерпа"). Боекомплект - 6 СГАПД. Первоначально на Западе данные ПУ были восприняты как пусковые установки вертикального пуска для КРБД "Гранат" / SS-N-21 SAMPSON.
СГАПД:
МГ-74 "Корунд-2"
МГ-104 "Бросок"
МГ-114 "Берилл"
ПЗРК "Стрела-3" или "Игла" - 3 ПУ, 12 ЗУР.
Оборудование:
Гидроакустическое оборудование и БИУС:
пр.971 AKULA
пр.971 Improved AKULA
пр.971 AKULA-II
пр.971 / пр.971М (?) (К-335) - AKULA-III
БИУС МВУ-132 (?) "Омнибус" разработки ЦНИИ "Агат". На ПЛА пр.971М К-335 "Гепард" - "Омнибус-У".
Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-540 "Скат-3" SHARK GILL с цифровой обработкой информации разработан ЦНИИ "Морфизприбор", г.Санкт-Петербург, главный конструктор Какалов В.А. НИОКР велись начиная с 1980 г. на базе МГК-500 "Скат". По своим возможностям ГАК МГК-540 не уступает американским аналогам - модернизированным ГАК AN/BQQ-5 и AN/BQQ-6. Испытания окончательной комплектации ГАК проводились в 1986-1987 г.г. в Японском море и завершены только в 1988 г. (ПЛА К-284 "Акула" пр.971 AKULA):
- наладочные и заводские испытания опытного образца ГАК на головной ПЛА К-284 - 1985-1986 г.г.
- государственные испытания опытного образца ГАК в т.ч. в океанских условиях - 1986-1987 г.г.
- доработка ГАК и испытания в морских условиях - 1988 г.
- комплексная проверка боевых свойств ПЛ - 1988 г.
На ПЛА второй серии - планировавшихся к постройке после К-335 "Гепард" предполагалось провести модернизацию ГАК.
Состав ГАК:
1. Аппаратура общего назначения с выводом информации на пульт управления;
2. Аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации);
- прибор №1 - носовая пассивно-активная ГАС поиска и атаки (SHARK GILL), работающая на средних и низких частотах; обтекатель основной антенны ГАК - безнаборный стеклопластиковый.
- 2 х бортовых конформных антенны "Акула" большой протяженности;
4. Аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника МГ-70 (встречается обозначение МТ-70 - сомнительно);
5. Аппаратура звукоподводной связи и госопознавания МГК-80;
6. Подсистема №6 - аппаратура шумопеленгования на низких частотах с использованием буксируемой протяженной антенны МГБС-541 "Скат-3" (расположена в обтекателе-гондоле УПВ-1-3 на верхнем вертикальном руле).
7. Аппаратура классификации целей с использованием цифровой библиотеки шумов; НИР "Основа", "Мелодия", "Метод", "Мыс", "Сигнал" проведены ЦНИИ "Морфизприбор" в 1979-1987 г.г. В это же время на ГАК МГК-540 решена задача классификации целей по информации от всех подсистем ГАК;
8. Аппаратура контроля работы комплекса.
Кроме того совместно с комплексом работают следующие ГАС:
- ГАС миноискания МГ-519 "Арфа-М"
- ГАС измерения скорости звука в воде МГ-543 "Отражатель" или "Жгут-М"
- ГАС определения начала кавитации гребных винтов МГ-512 "Винт-М"
- эхоледомер МГ-518 "Север-М"
- навигационный обнаружитель разводий во льдах НОР-1
- навигационный обнаружитель круговой НОК-1
Дальность обнаружения ГАК в 3 раза превышает дальности обнаружения ГАК ПЛА 2-го поколения.
Дальность обнаружения целей - 220-230 км (по разным данным)
Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей - 30
ПЛА К-335 "Гепард" пр.971 AKULA-III, предположительно осень 2012 г.
ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И в Большом Камне
ПЛА Chakra / К-152 "Нерпа" пр.971И - Improved AKULA на пути в Индию, конец марта 2012 г.
ПЛА К-335 "Гепард" пр.971М AKULA-III напротив цеха №50 ПО "Севмаш", октябрь 1999 г., г.Северодвинск
ПЛА "Кашалот" К-322, октябрь 1993 г., Тихий океан
Наружные устройства и компоновка ПЛА пр.971 AKULA. Цифрами обозрачено: 1 - пусковые устройства СГПД, 2 - аварийный всплывающий буй, 3 - антенны СОКС, 4 - антенны ГАС, 5 - перископ, 6 - агрегат ВСК - всплывающая спасательная камера, 7 - антенны РЛС, пеленгатора и связи, 8 - выхлоп дизельгенератора, 9 - шпигаты (отверстия в легком корпусе), 10 - контейнер буксируемой антенны ГАС, 11 - винт, 12 - водовыпуск, 13 - крышка подруливающей вспомогательной винтовой колонки, 14 - заборная арматура типа "Плавник", 15 - сливные отверстия, 16 - горизонтальный руль, 17 - крышки торпедных аппаратов
Один из корпусов ПЛА пр.971 AKULA производства "Севмаша" (вероятно, К-328 "Леопард" или более поздняя ПЛА)
ПЛА К-461 "Волк" пр.971, Гаджиево, декабрь 2010 г.
Основной движитель ПЛА пр.971 AKULA - 7-лопастный винт
Основной движитель ПЛА пр.971 AKULA - 7-лопастный винт
Агрегат ВСК - всплывающая спасательная камера ПЛА пр.971И "Ирбис" Improved AKULA К-152 "Нерпа"
Основная пассивная антенна ГАК МГК-540 "Скат-3" SHARK GILL ПЛА пр.971
Пульт управления ГАК на ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И
Датчики СОКС МНК-200 "Тукан" на надстройке и в ограждении рубки ПЛА К-157 "Вепрь" пр.971 AKULA-II
Антенный пост РЛС "Радиан" МРКП-58 SNOOP PAIR
Ограждение рубки и выдвижные устройства на ПЛ пр.971 К-157 "Вепрь" AKULA-II
Ограждение рубки и выдвижные устройства на ПЛ пр.971 К-157 "Вепрь" AKULA-II
Буксируемое устройство К-659 "Залом"
ПЛА К-461 "Волк" пр.971 Improved AKULA в Кольском заливе. Северный флот, март 2001 г.
К-154 "Тигр"(зав.№833) пр.971 - Improved AKULA около ПЛА-носителя сверхмалых ПЛ "Оренбург" в Оленьей губе
Бендер-бей
[12]
19.12.2013
+4
Рекомендую ВСЕМ, кто в теме ВМФ, прочесть повесть А. Покровского "Расстрелять"...
| |
|
Альтернативные названия:
Я придумал(a) другое название
Я придумал(a) другое название
Жалобы:
Сообщить о нарушениях
Сообщить о нарушениях
Pokazuha.ru
часто смотрят
часто смотрят
Pokazuha.ru
часто смотрят
часто смотрят
Pokazuha.ru
часто смотрят
часто смотрят
Pokazuha.ru
часто смотрят
часто смотрят
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1183812
Последние просмотры Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1183812
Последние просмотры Написать нам
Добавить комментарий