Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ | |
|
Город Рыбинск. Продолжение: Рыбинская ГЭС.
Выложено 23 мая 2016
архитектура, вода, здания, интересные, история, люди, провинция, путешествия, россия, ссср
[ теги сайта ]
[ теги сайта ]
Рыбинск вытянут вдоль Волги на 20 с лишним километров, и рос в ХХ веке в основном вверх по течению – к рукотворному морю, что образовала перекрывшая сразу две реки Рыбинская ГЭС. Об этом чрезвычайно интересном сооружении (комплексе сооружений), – в продолжении рассказа про Рыбинск.
Рыбинск всегда был портом, и в конце концов даже сделал себе море. Характерный сырой ветер, разгулявшийся на водном просторе, свинцовое небо и ощущение того, что где-то рядом край земли – всё это напоминает города на балтийских и беломорских берегах. Ещё нынешний Рыбинск - это самый северный город на Волге: здесь великая река делает крутой поворот и берёт курс на юго-восток, чтобы затем ещё раз круто повернуть к юго-западу у Самары. Выше Рыбинска находились Переборы – намытые Шексной и Мологой мели во всё русло шириной, позволявшие человеку перейди Волгу вброд, но крайне осложняющие путь тяжёлым нижневолжским судам.
Рыбинск всегда был портом, и в конце концов даже сделал себе море. Характерный сырой ветер, разгулявшийся на водном просторе, свинцовое небо и ощущение того, что где-то рядом край земли – всё это напоминает города на балтийских и беломорских берегах. Ещё нынешний Рыбинск - это самый северный город на Волге: здесь великая река делает крутой поворот и берёт курс на юго-восток, чтобы затем ещё раз круто повернуть к юго-западу у Самары. Выше Рыбинска находились Переборы – намытые Шексной и Мологой мели во всё русло шириной, позволявшие человеку перейди Волгу вброд, но крайне осложняющие путь тяжёлым нижневолжским судам.
Именно там и построили ГЭС, а район близ неё сохранил название стоявшего на его месте села – Переборы.
Мы въехали туда "с чёрного хода" мимо водонапорной башни (1957). Главный въезд, по кратчайшей дороге из города, отмечен мемориальным камнем жертвам Волголага, выделившегося из Дмитровлага (строившего Канал имени Москвы и давшего миру слово "зек" - "заключённый каналоармеец") в 1935 году для строительства Угличской и Рыбинской ГЭС.
Впереди уже видна сама ГЭС, её Волжский (Западный) створ – слева скульптура Мать-Волга, справа шлюзы и водосбросы. ГЭС строилась в 1935-40 годах, водохранилище заполнялось до 1946-го года.
И всё же, я бы сказал, главное, ради чего стоит заехать в Переборы – вид на скульптуру Мать-Волга (1953, высота 28м), приветствующую входящие с водохранилища суда – то есть даже в те времена именно Рыбинск воспринимался началом "настоящей" Волги. Исключительно красивая статуя, и уж всяко интереснее Ильичей на Москва-Волге и Волго-Доне.
Волжский створ Рыбинской ГЭС можно назвать архитектурным шедевром сталинского гидростроя – возможно, архитектор понимал, как много культурных ценностей эта плотина погубит и пытался хоть как-то это компенсировать её обликом. Железная дорога – это промышленная ветка, связующая разные части ГЭС и заводы на Каменниках. А вот железная дорога на Петербург, которую только-только начинали строить накануне Первой Мировой, попала в зону затопления, но близ тех же Перебор ещё можно найти её насыпи.
Вот мы и на той стороне водосброса, перекрывающего естественное русло Волги. Примерно на этом месте, на правом берегу, когда-то стоял фабричный посёлок Абакумово, он не так известен, как уездный город Молога, однако по населению (5 тысяч против 7) на момент затопления ей почти не уступал, а за свой промышленный ансамбль был прозван "Маленькой Англией". Его даже не затопили, а просто снесли под строительство ГЭС.
За крутым поворотом, уже на рукотворном канале – двухниточный шлюз (перепад высоты порядка 15 метров) с впечатляющей аркой. Она тут всё-таки менее зрелищна, чем у Угличской ГЭС, но тоже впечатляет, тем более если там арка – чисто декоративный элемент, то здесь это диспетчерская башня с переходами на оба берега.
Главная же здешняя "фишка" – панно со Стенькой Разиным под алыми парусами. Ну в принципе весьма логично для своей эпохи: алые паруса – символ надежды, красный – цвет советской власти, Разин – борец за народную волю. А в общем-то речные пираты, особенно свирепые конечно на вольнице Нижней Волги, – такая же неотъемлемая специфика великой реки, как бурлаки или беляны. Пираты Верхневолжья и северных рек, новгородские ушкуйники, своё отходили ещё в Средние века.
Общая длина волжской плотины - 524 метра, высота - до 27 метров. Железная дорога напоминает трамвайные рельсы.
Впереди (вид с водоспусков) Волжский микрорайон на Каменниковском полуострове, на вид, довольно капитальный.
Ещё на Камменниках притаился посёлок ГЭС-14, встречающий ещё одной, на этот раз конструктивистской (1935) водонапоркой.
В переводе на человеческий это посёлок Рыбинской ГЭС – "№14" было её проектным обозначением. Тут жили специалисты, инженеры, непосредственное начальство, и это уютный рабочий посёлок – тихий, зелёный, живописно запущенный и при этом очень чистый.
Причём чистым как от сора, так и от вкраплений - в основном пейзаж не изменился с момента постройки.
Ну а вот и сама ГЭС и её Шекснинский створ со слегка готическим зданием машинного зала, она стоит не на Волге, а на Шексне. Само здание имеет 210 метров в длину и 35 в высоту, а дамбы по берегам Шексны тянутся на несколько километров.
Мощность Рыбинской ГЭС невелика – всего 356 МВт, среди ГЭС на Волге она третья с конца после Иваньковской и Угличской, а среди электростанций России абсолютно средненькая, большинство московских ТЭЦ мощнее неё в разы каждая.
Устье Шексны – последние километры она в естественном русле.
Суровый простор Рыбинского моря – с площадью 4,5 тыс. квадратных километров.
Но только другие водохранилища России узкие и длинные, Рыбинское же необычайно широко – примерно 50 на 100 километров, то есть куда как больше похоже на классическое озеро. Собственно, оставленное ледником озеро здесь и было в незапамятные времена и ГЭС, по сути, просто вновь заполнила его древнее ложе. Причём рельеф Волги оно почти и не изменило - большая часть водохранилища разлилась вдоль Шексны и Мологи, сделав волжским городом Череповец, отобравший у Рыбинска роль главного речного порта и ворот Волго-Балтийского пути.
Дух холодного Рыбинского моря.
Белый теплоход на Рыбинском море. Вот не могу не согласиться с утверждением, что эти волжские лайнеры (хотя оно, возможно, к какому-то другому их типу относилось) – самые красивые по своей архитектуре речные суда ХХ века. Не считая "Метеоров" и "Восходов", конечно.
Альтернативные названия:
Я придумал(a) другое название
Я придумал(a) другое название
Жалобы:
Сообщить о нарушениях
Сообщить о нарушениях
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1304077
Последние просмотры Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1304077
Последние просмотры Написать нам
Добавить комментарий