Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.


ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ

Отключите навсегда надоедливую рекламу при просмотре публикаций!


Автолегенды СССР. Карьерный самосвал МАЗ-525.
Выложено 02 ноября 2016
Картинки > Автомобили

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  Vova Chuma Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.7 (38)   Комментариев 4
Просмотров 1569


авто,   маз,   фото
[ теги сайта ]

МАЗ-525 (с 1958 г. — БелАЗ-525) — советский грузовой автомобиль большой грузоподъёмности производства Минского автомобильного завода. Серийно выпускался с 1951 по 1959 гг. на Минском автомобильном заводе, с 1959 по 1965 гг. – на Белорусском автомобильном заводе (БелАЗ) в г.Жодино.

Послевоенный рывок советской промышленности привел к резкому росту добычи полезных ископаемых, с вывозом которых из карьеров уже не могли справиться обычные самосвалы. Емкость кузовов запущенных в серию на рубеже первого послевоенного десятилетия МАЗ-205 и ЯАЗ-210Е составляла соответственно 3,6 и 8 куб. м, а грузоподъемность не превышала 6 и 10 т, тогда как горнодобывающей промышленности требовался самосвал, превосходящий эти показатели едва ли не двукратно.
Разработка нового карьерного самосвала была начата в 1949 году на Ярославском автомобильном заводе под руководством конструкторского бюро большегрузных автомобилей при министерстве автомобильной промышленности СССР. Проект получил название ЯАЗ-225. На нём планировалось установить смещенную влево кабину от ЯАЗ-200. Однако в дальнейшем техническую документацию передали на МАЗ, где конструкция самосвала была существенно доработана.
МАЗ-525 вполне можно отнести к эпохальным разработкам отечественного автопрома. Все-таки первый специализированный тяжелый карьерник массового производства. Карьерный самосвал МАЗ-525 был первой машиной такого типа в СССР. Но примечателен он не только этим. Впервые на автомобильное шасси был установлен 12-литровый танковый дизель — вернее его дефорсированный (с 450 до 300 л.с.) вариант под обозначением Д-12А. Таким образом, МАЗ-525 — первый советский грузовик с танковым дизелем. Любопытный технический нюанс — у МАЗа-525 не было задней подвески. Задний мост, в отличие от переднего, крепился к раме жестко, без каких-либо рессор, потому что никакая подвеска не могла бы выдержать ударных нагрузок, возникавших при загрузке самосвала каменными глыбами размером в шесть кубометров (кстати, специально для работы в паре с МАЗ-525 на Уральском заводе тяжелого машиностроения в Свердловске начали выпускаться экскаваторы с таким же объемом ковша). Чтобы самортизировать удары перевозимого груза, дно кузова было выполнено двойным, из стальных листов с дубовой прокладкой между ними. Непосредсвенно на раму нагрузка передавалась через шесть резиновых подушек. Главным же амортизатором служили огромные колеса с диаметром покрышек 172см. В историю советского автомобилестроения эта машина вошла и как модель, на которой впервые нашли применение планетарные редукторы в ступицах задних колес, подъемный механизм кузова с отдельным от рабочих цилиндров гидронасосом и установлен гидроусилитель руля. Двухдисковое сцепление было объединено с предохраняющей трансмиссию гидромуфтой.
Внешний вид автомобиля претерпел ряд изменений в процессе серийного выпуска. Если на первом образце мотокапот в основании был равен ширине кабины, то в дальнейшем он стал значительно уже - для экономии металла. Контактно-маслянный воздухоочиститель, не уместившись под капотом, ставился сначала слева от него, потом справа. Опыт работы в пыльных карьерах подсказал решение - монтировать два фильтра. Для безопасности механиков, обслуживавших дизель на этой высокой машине, вначале по бокам капота на крыльях монтировалось ограждение, через год от этого отказались. Менялось количество вертикальных ребер жесткости кузова с семи до шести. Хромированная фигурка зубра, которая ставилась на капотах ранних МАЗ-525, затем распалась на два "окорока" - эти барельефы крепились на боковинах капота, и то не всегда. При выпуске автомобилей на Белорусском автомобильном заводе зубры с капота исчезли и на их месте появились выштампованные надписи "БЕЛАЗ".
В 1952 году стараниями Института горного дела Академии наук Украинской ССР, Харьковского троллейбусного депо и треста "Союзнеруд" зародился новый вид транспорта. На шасси самосвалов МАЗ-205 и ЯАЗ-210E, а через два года и двадцатипятитонного МАЗ-525, ими были созданы троллейвозы-электросамосвалы, использование которых должно было значительно повысить экономичность работы самосвалов такого класса. Троллейвоз на шасси карьерного МАЗ-525 оснащался двумя троллейбусными электродвигателями типа ДК-202 общей мощностью 172 кВт, управляемыми одним контроллером и четырьмя контактными панелями типа ТП-18 или ТП-19. От электродвигателей также приводились в действие гидроусилитель руля и подъемное устройство самосвальной платформы. Передача электроэнергии от источника к электродвигателям автомобилей осуществлялась таким же образом, как и у обычных троллейбусов: по маршруту их работы натягивались провода, которых электросамосвалы касались двумя дугами, установленными на их крыше. Труд водителей на таких машинах был легче, чем на традиционных самосвалах, производительность троллейвозов-электросамосвалов по сравнению с ними была выше на 76%, а стоимость тонно-километра ниже на 39%. Эта разработка хотя и не стала серийной, но была крайне актуальной, ведь 39-литровый мотор дизельной модели отличался крайней прожорливостью, потребляя даже в идеальных условиях 135 л солярки на каждые 100 км пути.
В общей сложности МАЗов-525 построили не так уж и мало — 940 машин в Минске с 1951 по 1959 год, и 6021 самосвал этой модели собрал БелАЗ в период с 1958 по 1965 год. Общий «тираж» МАЗ-525 составил 6961 экземпляр за 15 лет производства на двух заводах.
Но век этих машин был недолог. Экстремальные условия эксплуатации делали свое дело. Редкие экземпляры доживали хотя бы до второй половины 1970-х годов. Единичные экземпляры, попадавшиеся в 1980-е годы, были уже переделками, приспособленными под внутризаводской транспорт.
На сегодняшний день единственный сохранившийся самосвал МАЗ-525 установлен как памятник у Красноярской ГЭС. Это памятник, правда, не автомобилю, а историческому событию. Перекрытие Енисея. Событие, произошедшее 25 марта 1963 года. Автомобиль на постаменте дошёл до наших дней далеко не в лучшем состоянии, и продолжает медленно ржаветь и разваливаться в суровом северном климате. А ведь место таким раритетам в музее в отреставрированном первоначальном виде.

Технические характеристики:
Габаритные размеры, мм 8220х3220х3675
Колесная база, мм 4780
Объем кузова, куб. м 14,3
Грузоподъемность, кг 25 000
Полная масса, кг 49 520
Двигатель V-образный 12-цилиндровый дизель
Рабочий объем, л 38,8
Максимальная мощность, л.с./мин-1 300/1500
Макс. крутящий момент, Нм/мин-1 1500/1100-1200
Тип и число ступеней КПП механическая, 4 или 5
Контрольный расход топлива, л/100 км 135
Максимальная скорость, км/ч 30
Размер шин 17,00 – 32

1.     Оценить
Увеличить

2.     Оценить
Увеличить
Один из самых первых МАЗ-525. Хорошо видна округлая облицовка радиатора и перила на переднем крыле


3.     Оценить
Увеличить
Основной задачей МАЗ-525 стал вывоз из карьеров добытых полезных ископаемых


4.     Оценить
Увеличить
В Жодино первый МАЗ-525 собрали в ноябре 1958 года


5.     Оценить
Увеличить

6.     Оценить
Увеличить

7.     Оценить
Увеличить
Нередко МАЗ-525 использовался на работах по перекрытию рек


8.     Оценить
Увеличить

9.     Оценить
Увеличить

10.     Оценить
Увеличить
МАЗ-525 на ярмарке в Милане, апрель 1954 года


11.     Оценить
Увеличить
Перекрытие Енисея


12.     Оценить
Увеличить
Солидную часть транспортной работы сделали МАЗ-525.


13.     Оценить
Увеличить

14.     Оценить
Увеличить

15.     Оценить
Увеличить

16.     Оценить
Увеличить
Троллейвоз-самосвал МАЗ-525 ХТТУ


17.     Оценить
Увеличить

18.     Оценить
Увеличить

19.     Оценить
Увеличить
Последний из сохранившихся 525-й на постаменте у Красноярской ГЭС


20.     Оценить
Увеличить
Фары сняты, окна заколочены, оригинальные двери и боковины капота заменены грубо приваренными листами жести…


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Текущая лента: Лента новинок раздела 'Картинки > Автомобили'
Лента новинок раздела 'Картинки > Автомобили'

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:456919 Репа:>50    вуглускр [12]  02.11.2016    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Трудяга!

ID:681984 Репа:>50    Гевара [12]  02.11.2016    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

Мощь и красота!

ID:997556 Репа:>50    Aleks-Cheban [12]  02.11.2016    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Классный самосвал

ID:751982 Репа:>50    Черемис  03.11.2016    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

11-я, картина кисти Николаева Семена Николаевича(умер в мае 1978 года, в г.Абакан), моего родного дяди. В советское время висела на ст.Тайшет, в зале ожидания.


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название

ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1321868
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта