Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ | |
|
На вираже !
Выложено 29 ноября 2016
И-16, сконструированный под руководством и по инициативе Поликарпова стал родоначальником нового вида боевых самолетов - скоростных истребителей. Его появление привело к пересмотру основных представлений о характере действий истребителя, тактике их применения и главных технических требованиях к самолетам этого класса. Словом, И-16 открыл новый этап развития истребительной авиации. Правда, все достоинства истребительной авиации стали очевидны не сразу, поскольку для их эффективного применения требовались существенные изменения в тактике, организации воздушного боя, да и в психологии летчика. Поэтому некоторое время скоростные истребители монопланы и маневренные бипланы развивались параллельно, но уже к концу 30-х годов монопланы заняли господствующее положение в авиации.
За 1933-1934 годы было создано три типа скоростных истребителей, разработанных под руководством Туполева (И-14), Поликарпова (И-16) и Григоровича (ИП-1). Наиболее удачным среди них оказался И-16. В этом самолете нашли воплощение лучшие качества скоростного боевого самолета: высокие летные характеристики и, в первую очередь, скорость, сравнительно хорошая для такого самолета маневренность, неприхотливость в наземной эксплуатации, живучесть в бою. И-16 представлял собой свободно несущий моноплан с убирающимися шасси. Мотор воздушного охлаждения М-25 (производимый по лицензии американский двигатель Райт-Циклон R-1820-F3)
За 1933-1934 годы было создано три типа скоростных истребителей, разработанных под руководством Туполева (И-14), Поликарпова (И-16) и Григоровича (ИП-1). Наиболее удачным среди них оказался И-16. В этом самолете нашли воплощение лучшие качества скоростного боевого самолета: высокие летные характеристики и, в первую очередь, скорость, сравнительно хорошая для такого самолета маневренность, неприхотливость в наземной эксплуатации, живучесть в бою. И-16 представлял собой свободно несущий моноплан с убирающимися шасси. Мотор воздушного охлаждения М-25 (производимый по лицензии американский двигатель Райт-Циклон R-1820-F3)
Серийное производство И-16 началось в 1934 году, и до 1937 года СССР оставался единственной страной, имевшей на вооружении скоростные истребители.Боевое крещение И-16 получил в Испании, где на нем сражались советские летчики-добровольцы, а также испанские летчики, прошедшие обучение. Затем воздушная война в Китае и Монголии. И везде скоростной И-16 имел превосходство над самолетами противника. Только к концу 30-х годов появились более современные скоростные самолеты, такие, как Мессершмитт Bf-109E. По результатам войны в Испании одним из основных недостатков И-16 была признана все-таки его недостаточная огневая мощь. Основной противник «Моски» — итальянский истребитель Фиат C.R.32, быстро доказал высокую эффективность своего бортового оружия. И это при явно худших летных характеристиках.Стало ясно, что два пулемета ШКАС калибром 7,62 мм, несмотря на свою рекордную скорострельность (1800 выстрелов в минуту), являются недостаточным вооружением истребителя. В Советский Союз ушел заказ на довооружение И-16. ------ НА ФОТО: Звено истребителей И-16 в небе Испании
Доработка машины была проведена на заводе №21 бригадой инженеров под руководством конструктора Боровкова в течение одной ночи. Они установили третий синхронный ШКАС в нижней части фюзеляжа.Несколько позже появилась и модификация с двумя синхронными пулеметами ШКАС, установленными в верхней части фюзеляжа.Самолеты были срочно облетаны бригадой военных летчиков-испытателей и так же срочно отправлены в Испанию. Этот четырехпулеметный И-16, обозначенный как тип 10, в Испании стал называться «Супер Моска» (исп- Муха) или просто «Супер». В Испанию тип 10 поступил впервые в марте 1938 года в количестве 31 экземпляра. В течение лета поступило еще 90 таких четырехпулеметных машин. Эти самолеты участвовали в воздушных сражениях в течение лета-осени 1938 года.------ НА ФОТО: поврежденный И-16 после боя с Мессершмитом
«Суперы», оснащенные американским высотным двигателем, который развивал максимальную мощность на 7000 метрах, получили прекрасную возможность отыграться на немецких истребителях Bf.109. Нужно сказать, что уже первые боевые столкновения И-16 и Bf.109 весной 1937 года показали приблизительно равные возможности этих машин. Однако так продолжалось лишь до 3-х километровой высоты, где мощность двигателя И-16 начинала падать, а двигатель Bf.109 сохранял мощность до подъема на высоту 5000 метров. Данное преимущество позволяло пилотам «Мессершмиттов» практически всегда занимать более выгодную позицию. После установки высотных двигателей на самолеты 4-ой эскадрильи, советские летчики стали уверенней действовать на больших высотах. ------НА ФОТО: И-16 на испытаниях
Изучалась возможность установке на истребитель оружия более крупного калибра. Эти работы велись зимой 1938-39 г.г. на заводе № 156 в Москве лично под руководством Николая Николаевича Поликарпова. На самолете демонтировали крыльевые ШКАСы, а в носовой части фюзеляжа чуть ниже оси самолета установили два 12,7-мм пулемета конструкции Березина. Вариант с двумя 20-мм пушками ШВАК получил обозначение И-16ПС и и по огневой мощи даже превзошел Bf-109. Вес секундного залпа Мессершмитта составлял 2.37 кг, в то время как И-16 выдавал 3,26 кг в секунду. Это достигалось исключительно за счет выдающейся скорострельности. И не удивительно, ведь 1937г. инженеры Шпитальный и Комарицкий, представили на испытания авиационный пулемет ШКАС скорострельностью 2400 выстрелов в минуту. ------НА ФОТО: ШКАС 7.62 мм и ШВАК 20 мм ( не в масштабе)
Конструктивно И-16 представлял аэродинамическую схему – низконесущий моноплан с убирающимся шасси через ручной привод, штурвальчик которого располагался в кабине летчика по правому борту. Пилоту для полной уборки шасси требовалось сделать 44 полных оборота штурвальчика. Основные материалы моноплана— дерево, алюминий, конструкционная сталь. Две половинки фюзеляжа выклеивались из фанеры. Каркас изготавливался из древесины, сосны или ясеня. Обшивка – высококачественный березовый шпон. Наиболее нагруженные узлы конструкции усиливались стальными уголками. Главным силовым элементом планера являлся центроплан. Центроплан воспринимал нагрузки от крыла, фюзеляжа,шасси и двигателя. Обшивка верхней поверхности в месте стыка с фюзеляжем в передней части была фанерной, в задней – дюралюминиевой.Кресло летчика изготовлено из алюминия, в чашку сиденья укладывался парашют. ------НА ФОТО: И-16 тип 5 перед взлетом с полевого аэродрома
Первые варианты кресла имели съемную спинку с обшивкой из кожзаменителя. На более поздних моделях устанавливалась бронеспинка толщиной 8 мм и массой 30 кг. На первых моделях истребителя И - 16 кабина полностью закрывалась сдвижным вперед фонарем. Прицел – ОП-1, линза прицела закрывалась заслонкой для предотвращения забрызгивания моторным маслом и грязью, заслонка поднималась только перед атакой. На И-16 тип 10 вместо сдвижного фонаря установили неподвижный козырек.Маневренность моноплана была очень высока, в то же время как его скоростные качества явно оставляли желать лучшего. Поликарпов стремился понизить сопротивление трения, до предела уменьшив и укоротив фюзеляж И-16, но непропорционально большое крыло и оперение машины сводили к минимуму результат его усилий, добавив еще и излишнее профильное сопротивление. ------НА ФОТО: оставленный на аэродроме И-16 захвачен немцами
К тому же короткий толстый фюзеляж с плоским лобовым срезом, который лишь слегка облагораживал кок винта, способствовал повышению сопротивлению давления. А в итоге максимальная скорость И-16 оказалось гораздо ниже той, на которую можно было рассчитывать при данной аэродинамической схеме и мощности двигателя. Тем не менее в И-16 все же удалось достичь считавшегося вполне приемлемым сочетания скорости/маневренности. Основные серийные модификации разогнались до 450-470 км/ч и выполняли вираж за 16-18 секунд. Вот только способы, при помощи которых достигалось это сочетание, трудно назвать оптимальным.------НА ФОТО: И-16 тип 5 в авиации Балтийского флота. Аэродром Новый Петергоф, 1937 г
Начиная с 1938 года по 1941 год промышленность выпустила 3727 боевых И-16 всех типов. Несмотря на уже имеющиеся в производстве Миг-3, Як-1 и ЛАГГ -3 именно «ишачки» в основной своей массе оказались боеспособными в 1941 году и тот немаловажный факт, что истребители И-16 были прекрасно освоены в воинских частях, в отличии от новых машин этот истребитель в случае начала боевых действий главной защитой страны. На рассвете воскресного дня 22 июня 1941 года Германия повторила свой неоднократно опробованный в Европе вероломный сценарий вторжения. ------НА ФОТО: Запуск винтов советских И-16 на полевом аэродроме
Граница Советского Союза на всем протяжении от северных до южных морей около четырех часов утра была внезапно атакована немецкой авиацией. Внезапность нападения принесла свои плоды — 900 краснозвездных самолетов были уничтожены на аэродромах. К вечеру потери возросли и составили около 1200 самолетов.Хотя на самом деле причин военных неудач было много, именно технике и, особенно самолетам, как устаревшим и никуда не годным была отведена роль главного «козла отпущения». Роль самого отъявленного неудачника отводилась истребителю И-16... Сегодня стоит наконец заявить нечто обратное, ибо именно истребители И-16 вместе с другим детищем Поликарпова — бипланом И-153 защитили родную страну в первые дни войны.------НА ФОТО: подъем по тревоге полка И-16
Несмотря на внезапность нападения и большие потери на земле, пилоты этих самолетов оказали наиболее жесткое противодействие немецкой авиации уже в первый день летней катастрофы. Уже в 3.30 утра И-16 33-го ИАП Западного ОВО базирующиеся в Пружанах сбивают над Брестом первый немецкий самолет. Спустя примерно через час на землю падают еще пять вражеских машин атакующих аэродром этого полка. В Прибалтийском военном округе при подобных обстоятельствах И-16 21-го ИАП уничтожили 9 немцев, столько же побед у 15-го ИАП и 7 сбитых у 10-го иап. В Одесском военном округе 55-й иап, базирующийся в Бельцах к концу дня имел 10 побед, 67-й ИАП в Белграде имел побед еще больше — 15. Вообще первый день войны был для немецких ВВС не столь уж простым — в этот день они потеряли 300 самолетов.------НА ФОТО: Командир звена 1-й эскадрильи 145-го истребительного авиаполка лейтенант Виктор Петрович Миронов принимает поздравления с очередной победой от комиссара части. На заднем плане — истребитель И-16, укрытый маскировочной сеткой. Карельский фронт, аэродром Шонгуй.
Многие пилоты И-16 имели 22 июня победы в воздушном бою, многим доставались эти победы ценою жизни. Летчик 67 ИАП, лейтенант Мокляк уничтожив в утренних воздушных боях четыре вражеских машины, пятую — SM.79 — таранил и сам погиб. Третий уничтоженный самолет у лейтенанта Гудимова — летчика 33 ИАП — тоже тараном и тоже ценой собственной жизни. Василий Лобода — пилот 19 ИАП сбивший двух немцев в воздушном бою, третьего врага таранит своим «ишачком»------НА ФОТО: истребители И-16 атакуют из облаков
Выше уже отмечалось, что авиация Западного ОВО в результате первых бомбардировок лишилась значительной части своих самолетов. Однако некоторые соединения, расположенные восточнее, утреннему нападению не подверглись. Это были 160, 161, 162 и 163 ИАП 43 авиадивизии численностью 175 истребителей, базировавшихся в Могилеве. Утром 22 июня все четыре полка получили боевую задачу и перелетели навстречу немецкому наступлению. Уже в тот же день дивизия включилась в боевые действия. Наиболее удачно действовал 163 иап, который вместе со 160 полком получил задачу по прикрытию города Минска. В первый день пилоты 163 полка одержали несколько побед. Два Ju 88 .ближе к вечеру над Минском сбил лично командир дивизии Захаров. Через день, 24 июня И-16 163 ИАП сбили в течение дня двадцать одну вражескую машину.------НА ФОТО: И-16 над Ленинградом, июнь 1941 г.
Первое появление немецких бомбардировщиков над советской «северной столицей» — Ленинградом было отмечено уже на второй день войны — 23 июня. Для защиты города еще был создан 7-й истребительный авиакорпус противовоздушной обороны на полуострове Ханко в финском заливе. Известен случай, когда летчик 13-го ИАП Алексей Антоненко прибыл на Ханко 25 июня и буквально через несколько минут после прибытия взлетел на перехват разведчика Ju 88 и сбил его. Очевидцы утверждали, что при этом еще не успел остыть флотский борщ, от которого его оторвал визит незваного гостя. За месяц боев этот способный пилот записал на свой счет 11 личных побед, одержанных на И-16 тип 29. Однако полеты с обстреливаемого аэродрома были ежедневной игрой со смертью, 25 июля снаряд финской мортиры разорвался почти под брюхом садящегося «ишачка» Антоненко. Спастись в этом случае было невозможно...Напарник Антоненко, Петр Бринько продолжил свой боевой счет — к середине сентября он имел уже 15 сбитых самолетов.------НА ФОТО: И-16 тип 24 на Ленинградском фронте, 1943 год. В кабине летчик - лейтенант Кричевский. Щитки шасси сняты, под крылом укреплена пусковая установка с реактивным снарядом РС-82.
Наиболее результативным летчиком истребителем на северном участке войны— стал летчик 72-го ИАП Борис Сафонов. Первый немецкий самолет ст. лейтенант Сафонов сбил на своем И-16 уже 24 июня 1941 года. Через месяц он имел 10 побед. Прежде, чем пересесть на «Харрикейн», Сафонов только на И-16 сбил 14 немецких самолетов. Основными задачами советских истребителей были вылеты на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, а также на перехват немецких бомбардировщиков.------НА ФОТО: Летчики 88-го ИАП В.С.Батяев(слева) и Г.Г.Волынцев у истребителя И-16. 1942г. обсуждают только что сбитый Батяевым мессер
При сравнении боевых потенциалов И-16 и Bf-109 необходимо остановиться вскользь на одном важном моменте. Все «мессершмитты» к началу Второй мировой войны были радиофицированы и имели на борту вполне надежные и безотказные приемо-передающие радиостанции FuG- 7. Это позволяло немецким пилотам координировать свои действия во время боя, предупреждать друг друга об опасности или обнаружении целей. Подавляющее большинство советских летчиков не имело такой возможности. Ведь из почти трех тысяч «ишачков», состоящих в начале июня на вооружении советских ВВС, радиостанции РСИ-3 «Орел» имели не более полутора сотен. Да и на тех немногих машинах, на которых стояли «Орлы», пользоваться ими было почти невозможно из-за низкой надежности и слабой помехозащищенности этих станций. Несмотря на то, что дальность их действия, согласно заводской документации, составляла 150 км, из-за помех, создаваемых системой зажигания двигателя и другим самолетным электрооборудованием, реальная дальность приема обычно не превышала 30 км, а летчики обычно слышали в наушниках лишь треск и шипение…------НА ФОТО: Советский истребитель И-16 из состава ВВС Краснознаменного Балтийского флота взлетает с грунтового аэродрома. Предположительно изображенный самолет принадлежит 4-му Гвардейскому истребительному авиаполку ВВС КБФ.
К середине войны, сопровождая бомбардировщиков, советские истребители до линии фронта, как правило, шли обычным строем крыло в крыло. Подобные действия позволяли истребителям сохранять скорость и лучше контролировать воздушное пространство. После пересечения линии фронта ведущие перестраивались вперед, а ведомые держались на дистанции 150–200 метров от них. Истребители при этом находились на высоте 300–500 м над клином «ПЕшек», чтобы, в случае чего, не дать истребителям противника атаковать наши бомбардировщики. ------НА ФОТО: эскадрилья И-16 строем «клин»
Основным же тактическим преимуществом немецких истребителей были мощные высотные моторы, которые позволяли быстро и уверенно набирать высоту, с минимальной потерей при этом скорости набора. К 1941 году новые модификации bf-109 имели значительное преимущество перед советскими «тихоходными» но маневренными истребителями. И единственным способом воевать с более маневренным противником для немцев было навязать «бой на вертикали». По сути в течение войны эта тактика стала основной, можно даже сказать, принятой расписанной во всех учебниках авиашкол. Суть ее заключалась в том, чтобы находиться выше противника, имея значительный запас по высоте, который можно преобразовать в энергию скорости.------НА ФОТО: советские летчики читают фронтовую прессу. Июль 1941 г.
Обычно «мессера» занимали высоту на километр – полтора выше истребителей охранения наших бомбардировщиков. Дальше «мессеры» становились в широкий «круг», кружились, маскировались в облаках (если облачность есть), выбирали благоприятный момент для нападения. Когда же он наступал (по их мнению), то обычно следовала атака одиночным «мессером» на максимальной скорости, в крутом пике – 600–620 км/час. Чаще всего со стороны солнца, по замыкающему бомбардировщику. План у него такой – ударить на максимальной скорости, сбить ПЕ-шку, отвернуть и выскочить на вертикаль», снова набрав прежнюю высоту, преобразуя в нее набранную энергию скорости. Таким образом он, проведя мгновенную атаку, оказывался вне досягаемости для советских летчиков. Такой прием еще называли Boom Zoom (ударить и убежать). Если же противостояние bf-109 и И-16 переходило в бой на виражах, то преимущество в маневренности приносило свои плоды. Радиус маневра и скорость разворота позволяли истребителям поликарпова «закручивать» мессер и выходить ему в хвост или верхнюю/нижнюю плоскость и уверенно атаковать. ------НА ФОТО: летчик - истребитель получает боевую задачу от командира эскадрильи. Ноябрь 1941 г.
Вообще И-16, управляемый умелым пилотом, был опасным противником — в 1942 году количество боевых потерь И-16 было меньше чем у других истребителей, состоящих на вооружении советских ВВС. Немецкие летчики, воевавшие на Восточном фронте, вовсе не считали И-16 легкой добычей. Хотя они могли почти всегда навязать пилоту «ишачка» свою инициативу в воздушном бою, тем не менее маневренного боя с русским ветераном старались избегать. В своем кругу немцы обычно говорили, что не нужно загонять крысу в угол. Имелось в виду, конечно же, бытующее еще с Испании прозвище самолета «Рата» — «Крыса». В случае, если пилоты «мессершмиттов» изменяли этому принципу, результат схватки мог оказаться для них весьма болезненным.------НА ФОТО: кадр из видеоролика, советский истребитель зашел в хвост и атакует мессера. Видны трассирующие следы пуль, шасси Bf-109 повреждено и выпущено
Тем не менее количество «старичков» в действующих частях неуклонно сокращалось. Промышленность давала стране новые современные истребители, которые вытесняли И-16, хоть они и сохранились на некоторых участках границы до 1945 года. Но когда дело доходило до боевых действий, тревожить заслуженного ветерана уже не приходилось — боевой техники в советских ВВС хватало.------НА ФОТО: Советские летчики рядом с истребителем И-16. Справа — Герой Советского Союза Николай Семенович Герасимов. В центре — летчик майор Иван Иванович Попов.
hurakan
30.11.2016
+2
Интересно, что и в каких количествах делали Румыния и Финляндия?Можно уточнить, какие именно марки самолётов?А то я что-то не припомню))))Ил-2 был цельнометаллическим, если что.
| |
|
rembrandt2010
30.11.2016
+0
маэстро, а Т-72 и БМП на вооружении финской армии тоже от отсутствия свободного выбора?
| |
|
hurakan
30.11.2016
+0
Так значит, они не строили самолётов, я правильно понял?))))))Так что не нужно писать что-либо, если не знаешь предмета)))
| |
|
вед
[12]
30.11.2016
+2
Так или иначе, но наши смогли более-менее противопоставить 109-му только Ла-5 и дальнейшие модификации. Мое мнение дилетанта.
| |
|
маб3011
[12]
30.11.2016
+2
Блин! Мужики! Нихрена информации накидали!!! Спасибо! Вас реально интересно читать!!!
| |
|
hurakan
01.12.2016
+0
В общем, смешно получается)))Фактически их нельзя сравнить с СССР, что и требовалось доказать)))
| |
|
Альтернативные названия:
Я придумал(a) другое название
Я придумал(a) другое название
Жалобы:
Сообщить о нарушениях
Сообщить о нарушениях
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1325223
Последние просмотры Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1325223
Последние просмотры Написать нам
Добавить комментарий