Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.


ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ

Отключите навсегда надоедливую рекламу при просмотре публикаций!


Шнековый вездеход - он там, где танки не пройдут!
Выложено 10 октября 2017
Картинки > Автомобили

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  Гевара Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.6 (52)   Комментариев 11
Просмотров 2117


у публикации не заданы теги
[ теги сайта ]

Что круче на бездорожье: "зубастый" протектор, шины сверхнизкого давления, гусеницы, воздушная подушка? Советские инженеры из КБ Грачева доказали, что ничего круче шнеков от мясорубки быть не может.

Что такое шнекоротор и когда он появился?

Принцип поступательного движения, основанного на вращении винта, известен издревле, а первые работоспособные экземпляры «шнекоходов» появились еще в XIX веке, в разгар научно-технической революции. Современному обывателю проще всего привести аналогию с мясорубкой. Остался у вас где-то в хозяйстве этот стальной памятник советской легкой промышленности? Вот эта штуковина, которая в его недрах превращала мясо в фарш, и есть шнек. Если по-научному, то «стержень со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси». Изобретен как таковой он был еще Архимедом для его водоподъемной машины.

Как только начал развиваться моторизованный транспорт, стало понятно, что и колесо, и гусеница — это, как ни изощряйся, далеко не всегда гарантия попадания из точки А в точку В, потому что между точками может быть совершеннейший ад.

Который, кстати, и авиации не всегда под силу — ввиду погодных условий.

1.     Оценить
Увеличить
Один из ярких примеров раннего шнекохода, о котором сохранились фото- и видеосвидетельства — Fordson Snow Machine, построенный в 1929 году. Но придумали шнекоход гораздо раньше: патент на изобретение транспортного средства, где в качестве движителя используется пара винтов Архимеда, полученный Якобом Моратом, датирован 1868 годом.


2.     Оценить
Увеличить
Первый российский опыт создания подобного транспорта относят к 1900 году, когда Ф. Дергинт получил патент на сани с винтом-шнеком. В Советском Союзе «шнекоходостроением» занимались в Политехническом институте в Горьком, а также на ЗиЛе, точнее — в специальном конструкторском бюро, которым руководил Виталий Андреевич Грачёв. Легендарное СКБ Грачёва на протяжении многих лет создавало уникальные вездеходы — колесные, гусеничные и шнекороторные. Наш герой — ЗиЛ-4904, самый крупный ЗиЛовский шнекороторный снегоболотоход, также известный под заводским обозначением ПЭУ-3.


3.     Оценить
Увеличить
Правильное название этого чуда действительно звучит как «шнекороторный снегоболотоход». Испытатели же называли такие машины гораздо короче — «шнек». Сейчас машина, которую вы видите на этих снимках, принадлежит Государственному военно-техническому музею, здесь она обрела свое постоянное пристанище. Это уникальный образец, построенный в единственном экземпляре. Работа над ним велась под руководством конструктора А. П. Селезнёва и была завершена в 1972 году. ЗИЛ-4904 виделся создателям как вершина модельного ряда, машины которого должны использоваться поисково-спасательными службами, геологами, нефтяниками, исследователям Крайнего Севера — всеми, кто имеет дело с тотальным бездорожьем.


4.     Оценить
Увеличить
Как он работает? Шнеки изготовлены алюминиевого сплава Амг-61, который обеспечил легкость и прочность конструкции. Обычно шнеки внутри полые либо заполнены полимером, поэтому такие вездеходы «по умолчанию» являются амфибиями. Не был исключением и громадный ЗИЛ-4904, у которого длина каждого шнека равнялась шести метрам, а диаметр — полутора метрам. Во вращение эти «мясорубки» приводились парой V-образных 180-сильных бензиновых моторов ЗИЛ-375, которыми комплектовались внедорожные грузовики «Урал». Двигатели были оснащены предпусковыми подогревателями.


5.     Оценить
Увеличить
Чтобы передать крутящий момент на винты-шнеки, была придумана трансмиссия, состоящая из раздаточной коробки и главной передачи, редуктор которой распределял момент на две бортовые передачи, вращавшие каждая свой шнек. А поворот осуществляла система рычагов, сухих многодисковых фрикционов и тормоза главной передачи. Водитель мог заставить машину двигаться в любом направлении — вперед, назад, вбок, поворачивать по дуге или разворачиваться на месте. Принцип поворота тот же, что и у гусеничного транспорта, за счет подтормаживания одного из бортов, но маневренность и проходимость «шнека» получается на порядок выше.


6.     Оценить
Увеличить
Кабина ЗИЛ-4904 изготовлена из стеклопластика, а водонепроницаемый корпус, в который упрятаны агрегаты, стальной, с аварийной системой откачки воды. Громадина имела снаряженную массу свыше 7 тонн и могла перевезти 2,5 тонны груза.


7.     Оценить
Увеличить
Как она едет? Максимальная скорость шнекохода невысока — конкретно у ЗИЛ-4904 она составляет 16 км/ч по снегу, 10,5 км/ч по воде и 7,3 км/ч по болоту. Но на практике с этими скоростями машина может двигаться по любой поверхности, не теряя маневренности, мгновенно разворачиваясь на месте, пересекая целину, болота, топи, бурелом, полыньи… То есть вы понимаете? Пересекая ВООБЩЕ ВСЁ.


8.     Оценить
Увеличить
На самом деле, эту штуку даже не с чем сравнить, потому что лучший гусеничный вездеход тонет там, где она бодро едет, а судно на воздушной подушке вообще не пройдет там, где пройдет «шнек», да и по управляемости, мягко говоря, «шнеку» уступит. Чем больше надо месить, тем шнекоротору лучше — больше зацеп. Поэтому по замерзшему льду озера или реки он еще пройдет, а вот по асфальту…


9.     Оценить
Увеличить
Почему же винт-шнек не победил гусеницу? Ответ вы уже знаете: потому, что «шнек» не может двигаться по асфальту, бетону и даже щебню — от этого разрушаются сами шнеки, да и дорожное покрытие страдает изрядно. Гусеница тоже не слишком щадит асфальт, но ее можно «обуть» в резиновые накладки, а шнеки — нельзя. Честно говоря, с современной «зеленой» точки зрения, «шнеки» и природе вредят серьезно, потому что разбивают почву и корневую систему деревьев, как ни одно другое транспортное средство. К тому же максимальная скорость движения шнекохода, даже самого быстрого, всего порядка 30 км/ч. И у него совершенно нет подвески. И пара очень громких двигателей. В сумме получается, что «цивильный» вариант использования практически исключен, транспортная функция ограничена конкретной локацией и область назначения «шнека» — только узкий сегмент тотального бездорожья, до которого еще не добрался Гринпис. «Но не такой уж это и узкий сегмент», — подумал сейчас каждый россиянин, и он совершенно прав.


10.     Оценить
Увеличить
Как бы там ни было, а к месту использования вездеход ЗИЛ-4904 доставляли специальным трехосным прицепом-эвакуатором на внедорожных шинах, который буксировал ЗИЛ-131. Машину успели испытать в двух вариантах — пассажирском ПЭУ-3А, который вмещал 8 человек, и грузовом ПЭУ-6Б, перевозившим в тентованном кузове до 2,5 тонны. Но области применения этому исполину в итоге так и не нашли.


11.     Оценить
Увеличить
На самом деле ЗИЛ-4904 во многом был лишь «пробой пера» для специалистов бюро, которым руководил В. А. Грачёв. Большинство наработок по ЗИЛ-4904 — материал шнеков, принципиальная схема трансмиссии, компоновка органов управления — впоследствии пригодились в разработке более легкого шнекохода ЗИЛ-2906 и его «эволюции» ЗИЛ-29061 с двумя 70-сильными двигателями ВАЗ. Можно подумать, что сама идея «шнека» осталась далеко в прошлом, превратившись в некий аппендикс истории вроде вымерших динозавров. Это совсем не так! Шнекоходы строят до сих пор и даже пытаются создавать гибридные вездеходы, способные передвигаться по асфальту.


12.     Оценить
Увеличить
А случись у нас на планете какой-нибудь апокалипсис (не дай бог) — все на шнекоходы пересядем, друзья! Шутка, конечно же. Не все. Только самые удачливые...


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Текущая лента: Лента новинок раздела 'Картинки'
Лента новинок раздела 'Картинки'

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:456919 Репа:>50    вуглускр [12]  10.10.2017    
Не понравился комментарий  +7  Понравился комментарий

Видел подобную «зверушку» ещё во времена СССР, на ВДНХ! Впечатление производит то ещё!

ID:681984 Репа:>50    Гевара [публикатор]  10.10.2017    
Не понравился комментарий  +8  Понравился комментарий

Видел подобную «зверушку» ещё во времена СССР, на ВДНХ! Впечатление производит то ещё!
 
вуглускр, Щас нам старче "расскажет", что в молодости ездил на такой!

ID:751982 Репа:>50    Черемис [12]  10.10.2017    
Не понравился комментарий  +7  Понравился комментарий

Щас нам старче "расскажет", что в молодости ездил на такой!
 
Гевара, Он такой древний!

ID:1213651 Репа:>50    маб3011 [12]  10.10.2017    
Не понравился комментарий  +8  Понравился комментарий

Если я не ошибаюсь, но на прошлой неделе прошла информация, что эти "мясорубки" опять начали выпускать!!! О как!!! Либо Геварыч видел этот сюжет, либо он - колдун и прорицатель!!!

ID:1198214 Репа:>50    Кумар Барбитуратов [12]  10.10.2017    
Не понравился комментарий  +8  Понравился комментарий

Судя по большинству дорог в стране складывается ощущение, что на таких там постоянно гоняют ... даже по городу

ID:538075 Репа:>50    woodenfrog [12]  10.10.2017    
Не понравился комментарий  +5  Понравился комментарий

А почему картинок мало? Где ещё 8 красоток верхом на шнекоходах?

ID:681984 Репа:>50    Гевара [публикатор]  10.10.2017    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

А почему картинок мало? Где ещё 8 красоток верхом на шнекоходах?
 
woodenfrog, Им, шкурам, Бэнтляки да Мазератдзе ближе, там ноги легче раздвигаются Что в салоне, что на капоте А на кузове шнекового вездехода врядли согласятся, а в кабине им будет не манифик, не камильфо Хотя, думаю, вопрос цены...

ID:1095408 Репа:>50    Полиграф Полиграфович [12]  10.10.2017    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

Достойная машина!

ID:1195996 Репа:>50    KRON1 [12]  11.10.2017    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Они очень портят покрытие земляное, такую штуку местные "талабайцы" еще году в 89 с психа большой компанией расхерачили. Он тундру убивал, а это вам не поле, где на будущий год можно увидеть травку. Пусть млять по песочку ездит или плавает.

ID:387013 Репа:+1    aleco  11.10.2017    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

Он такой древний!
 
Черемис, Даже на динозавров охотился)))

ID:774417 Репа:>50    ken6560 [12]  11.10.2017    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Достойная машина!
 
Полиграф Полиграфович, эт точно


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название

ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1359937
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта