Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.


ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ

Вы не используете главную возможность этого сервера!
Он может запоминать публикации, которые вы уже просмотрели и не будет показывать их еще раз. Чтобы пользоваться этим сервисом, необходимо зарегистрироваться. Это бесплатно.


Душа самурая.
Выложено 14 декабря 2017
Картинки > Разное

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  rembrandt2010 Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 8.9 (21)   Комментариев 0
Просмотров 692


samurai soul,   art of war
[ теги сайта ]

И в Японии, и в Европе меч никогда не являлся главным оружием рыцаря. В Японии сначала главным оружием самурая был лук. Сам термин «война, воевать» означал «стрелять из лука». Затем таким оружием, как и в Европе, стало копье. Рыцарь Запада в качестве главного оружия имел копье, и только когда оно ломалось, брался за… боевой бич, топор, шестопер, и только потом – меч. И точно так же поступали и самураи, недаром охрана императора имела на вооружении железные палицы канабо – «против лома нет приема». То есть меч был своего рода сакральным оружием, которое берегли и почитали. Правда, в Японии почитание меча зашло гораздо дальше, чем в Европе. В Европе в рукояти мечей вкладывались святыни: «волос ангела», «зуб Иоанна Предтечи» или же «гвоздь животворящего Креста Господня». Но поклонялись им, а меч всего лишь играл роль «ковчега». Японцы, будучи синтоистами, считали, что мир населен духами – ками. И свой ками есть у каждого меча! Соответственно хозяин меча тоже рано или поздно становился ками и жил в своем мече, поэтому с мечом следовало обращаться очень уважительно, ибо он был «домом духов». Пожалуй, первым автором, обратившимся к военной истории самураев в СССР, был А.Б. Спеваковский, опубликовавший в 1981 году книгу «Самураи — военное сословие Японии» (М., Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука»). Книга очень интересная, хотя в отношении вооружения в ней присутствует масса неточностей. Исключительную роль в изучении японского вооружения, начиная с 90-ых годов прошлого века, в нашей стране играют работы К.С. Носова, который сам занимается единоборствами с японским оружием, является доктором наук и публикует свои книги не только у нас, но и за рубежом. Последняя из его книг на эту тему - «Оружие самураев» (2016). Перу А. Баженова принадлежит монография «История японского меча» (2001, «Балтика/Антант»), который 15 лет собирал для нее материал в фондах Оружейной палаты Московского Кремля, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС), Центрального Военно-морского музея (ЦВММ), сам владеет искусством ковки, и которого много раз приглашали ведущие музеи страны для составления каталогов японского оружия. Это очень солидное исследование, к которому трудно что-нибудь добавить. Более узким темам японского меча посвящены работа Е. Скраливецкий «Цуба. Легенды на металле» (2006), «Кодзука. Маленький спутник японского меча» (2009), опубликованные в издательстве «Атлант».

1.     Оценить
Увеличить
Китайские мечи, обнаруженные в японских захоронениях кофун. Интересно кольцо на рукоятке. В Европе навершия в форме кольца в средние века имели мечи из Ирландии. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)О японских мечах рассказывается в переводной книге японского историка М. Курэ «Самураи. Иллюстрированная история» ((Пер. с англ. У. Сапциной). М.: АСТ: Астрель, 2007), и там же даны их интересные фотографии. О японских мечах писали английские историки Томас Ричардсон и Энтони Брайант (их книги в переводе на русский можно найти в Сети). Но есть и англоязычные работы, на русский язык не переведенные. Например, Clements J. Medieval Swordsmanship. Illustrated Methods and Techniques. Boulder. USA. Paladin Press, 1998. Правда, тема японского меча в этой работе не главная, но сравнительная информация дается. Даже у Д. Николя в его фундаментальном исследовании: Nicolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1,2, о них написано, хотя и немного.


2.     Оценить
Увеличить
Короткий меч вакидзаси. Обратите внимание, что рукоятка меча не оплетена, но деталь мэнуки на ней все равно присутствует. (Токийский национальный музей)Ну, и конечно, следует упомянуть книги Стивена Тернбулла, издававшиеся у нас в переводе большими тиражами и объединенные в итоге в 696-страничном издании «Самураи. Военная история Японии» (М.: Эксмо, 2013). Правда, слишком уж у него «болтливый» стиль изложения и в подписях под фотографиями не указан их источник и современное местонахождение. Например, как вам вот такая подпись – «Со свитка в Ёсидзаки». И где этот свиток находится и как я могу на него сам посмотреть? Увы, но это очевидный недостаток современной исторической школы, причем не только зарубежной – там некоторые авторы уже пишут под фотографиями даже так: источник – Flicr, - но и нашей отечественной науки и исторической журналистики.


3.     Оценить
Увеличить
Меч тати, оправленный в стиле хугокураси-нo-тати. (Токийский национальный музей)То есть сегодня для тех, кто хотел бы заняться изучением японского меча (ну хотя бы ради интереса, чтобы раньше времени не впасть в деменцию) существуют все условия и масса всевозможной литературы. К сожалению, далеко не всегда в нашей стране в тех же музеях создаются условия для работы исследователей тех же японских мечей, что хранятся у них по подсобкам. Знаю музей, где хранится уникальный японский парадный меч с ножнами и рукояткой из перегородчатой эмали (!). Но… как его отснять так, чтобы представить во всей красе? Это и сложно, и дорого. Знаю музеи, куда того же Баженова никогда не пригласят, и где есть интересные мечи, можно сказать, потерянные для исследований.


4.     Оценить
Увеличить
Клинок меча тати мастера Нагамицу. (Токийский национальный музей)Константин Носов в своей работе о вооружении самураев указывает, что существует четыре типологии японских мечей, основанных на их хронологии. И во всех классификациях годы различаются. Но большинство исследователей выделяют в качестве древнейшей «эпоху древнего меча» – дзёкото, примерно до 795 – 900 гг. Затем идет кото – эпоха «старых мечей» – 795 – 1596 гг. (900 – 1530), потом синто – «новых мечей» – 1596 – 1624 гг. (или 1596 – 1781), за которым последовал период синсинто – «новых новых мечей» – 1624 – 1876 гг. (или 1781 – 1876). Год 1876, кстати, выбран отнюдь не случайно. В этом году в Японии было запрещено их ношение, но история японского меча на этом не закончилась и начался новый период – гэндайто – «новейших мечей» и синсякуто – «современных мечей», сделанных сегодняшними мастерами.


5.     Оценить
Увеличить
Клинок меча тати мастера Сукезанэ. (Токийский национальный музей)Однако все исследователи единодушны в том, что древние мечи периода дзёкото имели прямой однолезвийный клинок и рукоять для одной руки. Мечи были тонкие, несколько сужающиеся к острию и с навершиями, менявшимися от века к веку. Гарда как таковая отсутствовала. Возможно, что какая-то их часть, найденная в Японии, была привезена из Китая, ну, а то, что имело место копирование китайских образцов – несомненно. Затем появились мечи цуруги или кэн, имевшие двухстороннюю заточку, ромбовидное сечение клинка. Длина его у этих мечей варьировалась от 60 до 70 см.


6.     Оценить
Увеличить
Тати мастера Томонари из провинции Битзен, XI век. (Токийский национальный музей)Затем в эпоху Хейан (794 – 1191), когда начались бесконечные междоусобные войны и появилась каста самураев, изогнутые мечи постепенно вытеснили прямые мечи, причем известно, что эти мечи, называвшиеся тати, имели клинки длиной до 120 см. В это же время произошло значительное улучшение кузнечного ремесла. Правда, судить об этом можно лишь по нескольким редчайшим экземплярам, включая мечи начала эпохи Хейан. Они обладали почти симметричным обоюдоострым острием, характерным для мечей кэн, но имели уже искривленные однолезвийные клинки. Японцы называют такую форму «киссаки мороха-дзукури», «когарасу-мару» или «когарасу-дзукури». Известно имя кузнеца Ясадзуна, которого считают отцом «типичного японского» меча и который трудился около 900 года.


7.     Оценить
Увеличить
Тати мастера Сизу Канэджи, XIV век. (Токийский национальный музей)В 1868 году император Мэйдзи лишил сёгуна исполнительной власти и начал править самостоятельно. В стране начали вводиться новшества, заимствованные из европейской культуры. Ну, а когда 1876 году самураев лишили права носить их мечи, плохое время наступило и для кузнецов-оружейников, многие из которых потеряли свою работу. Мечи уже не ценились так, как ценились в прошлом, и очень большое их количество японцы просто продали за границу.


8.     Оценить
Увеличить
Клинок меча катана работы прославленного мастера Мурамаса, XV век. (Токийский национальный музей)В период Сёва (1926 – 1989 гг.) под лозунгом «Сёва» («Просвещённый мир»). японцы начали понемногу возвращаться к былым традициям в культуре и искусство кузнецов-оружейников вновь оживилось. Ну, а в последние десятилетия их ремесло переживает явный расцвет. И в Европе, и в США стало модным и коллекционировать японские мечи, и учиться владеть ими, а уж коллекционирование цуб превратилось если не в повальное, то в очень распространенное увлечение. Достаточно напомнить, что сувенирные японские мечи можно встретить едва ли не в каждом российском магазине подарков или сувениров. Правда, это «не совсем мечи» и даже совсем не мечи, однако сам тренд весьма показателен.


9.     Оценить
Увеличить
Катана мастера Масамунэ с надписью, сделанной золотом. Эпоха Камакура, XIV век, длина 70.8 см. (Токийский национальный музей)Здесь мы встречаемся с одним очень важным отличием европейского меча от японского. В европейском хвостовик клинка, пропущенный через рукоять, расклепывался, что делало невозможным замену рукояти, перекрестия и навершия. То есть такая замена требовала переделки всего меча. Устаревшие с военной или же эстетической точки зрения мечи обычно перековывались, или их отдавали на хранение в часовни или монастыри. В частности, именно в одной из часовен легендарная Жанна Д’Арк обрела меч с тремя крестами на клинке, о котором в народе сразу же стали говорить, что это именно тот самый меч, которым Карл Мартелл побил арабов при Пуатье. Меч пришлось очистить от ржавчины и заново отполировать, а также приделать к нему новую рукоять. То есть хранился этот меч явно ненадлежащи


10.     Оценить
Увеличить
Коси-гатана с когаем в ножнах. Эпоха Намбокуто-Муромати, XIV – XV вв. (Токийский национальный музей)Ничего подобного с японским мечом произойти не могло. Дело в том, что все его монтировки на клинке – съемные. Заменить их очень легко. То есть подогнать клинок можно под требование любой моды, хотя сам он останется при этом неизменным! В разное время существовало множество разновидностей оправы меча, многие из которых даже регламентировались распоряжениями самого сёгуна. То есть опять-таки все мечи самураев эпохи Хейан и последующего времени были мечами всадников – то есть тати, а носили их на бедре слева всегда лезвием вниз на шнурах обитори. Креплений для шнуров (или ремней) было всего два. Оправа определялась статусом самурая. Например, полководцы имели мечи в оправе сиридзая-но-тати, с ножнами, на две трети покрытыми шкурой тигра или кабана.


11.     Оценить
Увеличить
Танто мастера Садайоси. (Токийский национальный музей)Так что оправа меча также позволяет определить время изготовления клинка, однако главное – то, что написано у него на хвостовике, где обычно мастер выбивал свое имя. Основных способов монтировки оправы шесть. Но наиболее распространенной является монтировка букэ-дзукури эпохи Синто, которые теперь носили, засунув их за пояс, а не на боку на шнурах. Меч букэ-дзукури имел следующую оправу: • Обтянутую кожей ската деревянную рукоятка, соединенную бамбуковой шпилькой (а не заклепкой!) с плоским хвостовиком и обычно (а у кинжала танто только лишь иногда) оборачивавшуюся шнурами (шелковыми, кожаными либо хлопковыми). • Колпачок для головки рукояти (касира) и кольцо для ее крепления (фути). • Дополнительные украшения рукояти (мэнуки) - маленькие фигурки - вставлявшиеся в оплетку рукояти или же закрепленные на ней без оплетки. • Гарда (цуба). Собственно, и не гарда это вовсе, а совсем наоборот – упор для руки, чтобы она не соскользнула на клинок.


12.     Оценить
Увеличить
Танто мастера Исида Садамуне. (Токийский национальный музей)• Ножны – сая (чаще всего их делали из древесины магнолии, но известны и костяные) лакированные и обычно украшавшиеся инкрустацией. Ножны также было в обычае снабжать «емкостью» для трех предметов, не встречавшихся в европейских мечах: • дополнительного ножа (ко-гатаны); который мог использоваться в качестве универсального либо метательного (в западной литературе для ее обозначения используется термин «козука», но на самом деле козука это всего лишь рукоятка ко-гатаны); • булавка (когай); которая могла выполнять самые разные функции: служить булавкой для волос и... чтобы воткнуть ее в тело убитого врага или в отрубленную голову, и оповестить этим самым, чей это «трофей», ; • палочек для еды (вари-баси); однако не деревянные, а металлические; по форме они соответствуют когаю, но разделены вдоль. Рукоятки всех этих принадлежностей выступают из отверстий в ножных и проходят через отверстия в цубе. В Европе времен позднего Средневековья также нередко прилагались футляры с принадлежностями, в число которых входил и нож. Так что определенно сходство здесь явно налицо.


13.     Оценить
Увеличить
Вакидзаси мастера Исида Садамуне. (Токийский национальный музей)Нужно отметить и то отличие европейское меча от японского, что последний имел более богато украшенные металлические детали монтировки, такие, как колпачок головки, крепежное кольцо рукояти, накладки на рукоять и цубу (по идее не надо бы эти японские слова склонять, но лучше все же придерживаться норм русского языка, чем японского!), а также когай и ко-гатану. Конечно, очень простые по отделке мечи известны и в Японии. Однако европейские в целом им все равно проигрывают. Украшения японского меча выдерживались в одном стиле, причем делал их один и тот же мастер (кроме клинка ко-гатаны, который ковал тот кузнец-оружейник, что делал и сам клинок). Обычно использовался сплав из меди и золота (сякудо), который затем чернили травлением. Понятно, что большая площадь цубы позволяла создать из нее маленький шедевр, и неудивительно, что над ними работали настоящие ювелиры, и сейчас это отдельная отрасль коллекционирования.


14.     Оценить
Увеличить
Еще один короткий меч вакидзаси из Токийского национального музея.Вся монтировка японского меча была устроена так, что легко разбиралась. Поэтому любой прославленный клинок при необходимости можно было декорировать модными украшениями или, напротив, замаскировать. Неудивительно поэтому, что очень старые клинки часто могли иметь новую монтировку. Ну, а если меч не предполагался к ношению, монтировку с него снимали и заменяли специальной монтировкой именно для хранения. Вот почему японские мечи, вернее их клинки, находятся до сих пор в столь хорошей сохранности.


15.     Оценить
Увеличить
Киссаки – острие японского меча и ёкоте – хорошо заметная вертикальная линия, разделяющая клинок и острие. Эпоха Эдо. (Токийский национальный музей)Главная проблема японского меча отнюдь не техническая, а сугубо лингвистическая. Термины на японском языке. И их очень много. Ими описывается все, начиная от кривизны клинка сори и его формы сугато и заканчивая типами его острия киссаки – фукура-карэру (прямое) и фукура-цуку (изогнутое). Тут очень легко попасть под магию всех этих «сорю» и «хирю» и только тем и заниматься, что все это перечислять, позаимствовав сами термины из книги все того же Константина Носова, где каждая деталь японского меча расписана исключительно подробным образом. Однако, стоит ли так углубляться в эту тему в столь достаточно популярной по своему содержанию статье? Очевидно, что и слишком короткий материал, и слишком длинный не слишком годятся. В одном будет информации мало даже для неспециалиста, тогда как другой только лишь специалист и сможет до конца прочитать, но вот по-настоящему нового он из него узнает мало. Разумнее всего дать нечто среднее, но вот это как раз и есть самое трудное, когда ты пишешь о японских мечах. В прошлом материале мы познакомились с их основными отличиями от мечей средневековой Европы. Сегодня мы продолжаем соответствующим образом углубляться в историю и тех и других.


16.     Оценить
Увеличить
Мастер-полировщик работает над отделкой клинка. Фотография из фондов библиотеки университета Вермонт. Барлингтон, США.Главной часть любого меча, в том числе и японского, является его клинок, его форма, размеры хорды (нагаса), степень кривизны (дзори), а также общая форма клинка (дзукури), и его поперечное сечение. Японцы отмечали также форму и размеры острия клинка (киссаки), среднюю точку кривизны (синоги), ширину его поверхности (синоги-йи), характерное сечение тыльной части (муне), детали поверхности клинка (йи), например, долы и гравировки.


17.     Оценить
Увеличить
Японские мечи из Музея искусств Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, Массачусетс, США.Различают две большие группы клинков по наличию на них ребер жесткости: • Синоги-дзукури (с ребром жесткости). • Хира-дзукури (без ребра жесткости). В целом же можно сказать, что японский меч это изогнутый клинок с односторонней заточкой, тогда как европейский меч прямой и имеет два лезвия. Очень значительными были различия в профиле клинка. Европейский меч традиционно имел четыре грани, а более поздние так и вовсе 10. Причем, эти последние имели на плоской средней грани и один дол, и даже три дола. Простейший японский клинок имел всего три грани, а более сложные по профилю – пять-шесть или даже семь граней. Интересно, что японский клинок в целом толще и тяжелее европейского. Дело в том, что некоторые катаны у рукояти имеют толщину почти 9 мм, а к ёкоте (линия, разделяющая острие и клинок) сужаются до 6 мм. А вот европейские мечи у рукояти имеют 7 мм, а к острию всего до 2 мм.


18.     Оценить
Увеличить
Клинок Мурамаса, XIV в. (Музей искусств Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, Массачусетс, США)азумеется, форма клинка, его изгиб и удлинение менялись от века к веку. Впрочем, у тех же викингов тоже были однолезвийные мечи, хотя и с прямым клинком. А вот как изменялись мечи в Японии: мечи второй половины периода Хэйан (987 – 1185 гг.) имели клинки длиной 85 см, и были они узкими, с сильным изгибом, и сужались к острию. В начале периода Камакура (1185 – 1231 гг.) ширина клинка возле острия стала несколько больше, чем раньше. Но в целом они не сильно изменились. В середине периода Камакура (1232 – 1287 гг.) увеличилась ширина клинка, тогда как в конце этого периода (1288 – 1333 гг.) мечи приобрели широкие клинки длиной около 90 см и широкое и длинное острие.


19.     Оценить
Увеличить
Коллекция мечей и кинжалов из коллекции Музея искусств Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, Массачусетс, США.В середине периода Намбокутё (1338 – 1367 гг.) появились очень длинные клинки до 120 см, которыми пользовались исключительно всадники, и которые практически не сужались к острию, а к концу его (1368 – 1392 гг.). клинки опять стали уже и с острием меньшего размера. В середине периода Муромати (1392 – 1466 гг.) длина клинка составляла 75 см, но к середине этого периода (1467 – 1555 гг.) появились самые короткие клинки длиной всего около 60 см, а затем в конце этого периода (1555 – 1573 гг.) она опять увеличилась примерно до 73 см.


20.     Оценить
Увеличить
Последовательность изготовления японского меча – справа налево.Эпоху Момояма (1573 – 1603 гг.) отличали широкие и длинные (около 80 см) клинки, а первую половину эпохи Эдо (1603 – 1780 гг.) клинки приобрели длину около 70 см и с небольшой кривизной. Наконец, во второй половине эпохи Эдо (1781 – 1868 гг.). длина клинков стала составлять около 75 см, но при этом они стали практически прямыми.


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Текущая лента: Лента новинок раздела 'Картинки > Разное'
Лента новинок раздела 'Картинки > Разное'

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий



Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название



Pokazuha.ru
многим понравилось
Нескромные пляжные забавы в объективе скрытой каме...
Pokazuha.ru
многим понравилось
Подборка различных окончаний - 13.
Video file
Pokazuha.ru
многим понравилось
в одежде и без new format 3
Pokazuha.ru
многим понравилось
Одевашки-раздевашки 19


Еще...
 
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1366274
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта