Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь?
         

Почта Деда Мороза: как создавались советские аэросани.
Выложено 02 февраля 2018
Картинки > Разное

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  vzhbt Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.2 (36)   Комментариев 1
Просмотров 1025


авиация,   авто,   вода,   изобретение,   интересные,   история,   люди,   дорога,   путешествия,   ретро
[ теги сайта ]

В мире тема аэросаней начала развиваться еще в начале XX века, вероятно, одни из первых промышленных образцов были построены в Финляндии. Но интересно, что финские источники, говоря об этом, упоминают и тот факт, что аэросани использовались еще… в царской России. Впрочем, в литературе не уточняется, кто именно создавал российские аэросани. Возможно, это были русские промышленники, иностранные производители или вообще сами финны, которые вплоть до 1918 года по факту были российскими подданными. Как бы то ни было, а в первой четверти века аэросани всё чаще находят применение в странах холодным климатом — в СССР, например, уже с начала 1920-х на аэросанях активно осваивают север и даже ведут боевые действия.

1.     Оценить
Увеличить
Послужили аэросани и во Вторую мировую — военные части, состоящие из экипажей на аэросанях имелись у Финляндии, Германии и, конечно, в Красной армии, где применяли модель НКЛ-26 (на фото) с бронированной лобовой плитой и установленным сверху пулеметом Дегтярёва. Эти машины называли «снежной кавалерией», и зачастую они оказывались единственным способом не только принять бой, но и обеспечить связь, управление войсками и санитарную службу.


2.     Оценить
Увеличить
В мирное время на первый план вышла доставка почты в труднодоступные районы. В эпоху, когда не было спутников и Интернета, а тянуть телефонные провода на удаленные заснеженные территории просто не представлялось возможным, аэросани были отличным вариантом. Они могли гораздо быстрее автомобилей передвигаться по снегу, а рентабельность перевозок на них была гораздо выше, чем на самолете. Тем не менее, связь авиации с аэросанями прямая — их создавали те же люди, что строили авиационную технику. Собственно, возить почту на аэросанях начали еще до войны. В северных районах СССР для этих целей применяли модель НКЛ-16, но к середине 1950-х все выпущенные экземпляры уже многократно выработали ресурс. Нужна была современная замена.


3.     Оценить
Увеличить
Разработать новую конструкцию поручили Опытно-конструкторскому бюро, которое возглавлял Николай Ильич Камов. Сейчас подмосковный Ухтомский вертолетный завод, частью которого было ОКБ, носит имя Камова. Здесь было создано множество военных вертолетов, в частности, знаменитый Ка-50 «Черная акула». Тогда, в 1950-х, бюро занималось проектированием вертолетов К-15 и К-18, и аэросани были, что называется, «побочным продуктом». Техзадание предполагало перевозку полтонны писем по снегу глубиной до 300 мм со скоростью 40 км/ч. Конструкцию старались максимально удешевить и как можно быстрее выдать готовый продукт, поэтому широко использовали узлы серийных автомобилей, вертолетов и самолетов. Проектное изображение «Се» с двигателем Аи-14Р.


4.     Оценить
Увеличить
Аэросани, получившие название»Север-2, базировались на кузове ГАЗ-М20 «Победа», от этого же автомобиля была передняя подвеска, рулевое управление и сиденья. Стойки амортизаторов задних лыж были позаимствованы у вертолета Ка-15, а жалюзи охлаждения мотора — от самолета Як-12. Оригинальными были только лыжи, капоты, расширители крыльев, моторама и некоторые агрегаты оборудования. В плане мотора изначально предполагали использовать 160-сильный М-11Ф, но Камов настоял на более мощном 260-сильном АИ-14Р. Надо отметить, что «Север-2» получился машиной внешне интересной, если не сказать стильной. Капот красивого кузова «Победы» стал багажником, бензобаки скрылись под передними крыльями, а мотор и раму спрятали под легкосъемными капотами, которые плавно переходили в обтекатель маслобака на крыше. Однако в целом опыт «Севера-2» оказался неудачным.


5.     Оценить
Увеличить
Часть недостатков конструкции устранили в ходе испытаний, но настоящие «шишки» разработчики нахватали уже в ходе реальной эксплуатации: в 1964 году аэросани Ненецкой окружной конторы связи потерпели аварию в ходе очередного почтового рейса. Люди едва не разбились, а потом едва не замерзли насмерть — сказалась недостаточная надежность (а точнее, неприспособленность к специфичным условиям) автомобильных подвески и кузова. Все 100 изготовленных машин были сняты с эксплуатации, а разработчики сделали вывод: в следующем проекте минимум заимствований, идти авиационным путем! Это нашло отражение даже в названии — аэросани получили индекс Ка-30, то есть именовались по тому же принципу, что и вертолеты, разрабатываемые в ОКБ. Поэтому неверным является распространенное предположение о том, что кузов К-30 якобы был заимствован у микроавтобуса «РАФ». Да, он был сделан похожим на многие фургоны тех лет, но изготавливался по совершенно иной технологии — не из сварных стальных панелей, а из листового склепанного дюралюминия, как фюзеляжи самолетов и вертолетов.


6.     Оценить
Увеличить
Идея этой машины родилась, когда еще был жив проект «Север-2». Уже тогда было понятно, что кузов «Победы» для «почтовика» недостаточно вместителен и к тому же перетяжелен. Глубокой проработкой конструкции аэросани Ка-30 во многом обязаны Игорю Николаевичу Ювенальеву — автор единственного в СССР учебника по постройке аэросаней подключился к проекту в марте 1960 года.


7.     Оценить
Увеличить
Конструкция Ка-30 получилась такой: дюралюминиевый корпус покоится на четырех взаимозаменяемых лыжах, имеющих независимую подвеску; передние лыжи управляемые, с возможностью поворота на 25° в каждую сторону. Силовой основой кузова является пол, в тоннеле которого пролегают провода, тросы управления и трубопроводы. Внутри машина разделена на три отсека, а именно: двухместную двухдверную кабину, грузопассажирское отделение на 8-10 человек с одной дверью и люком, моторный отсек. Кабина имеет отопитель, в пассажирском отсеке размещены откидные сиденья и швартовые приспособления, моторный отсек вмещает пару бензобаков, аккумуляторы и агрегаты воздушной и масляной систем.


8.     Оценить
Увеличить
Сам мотор, девятицилиндровый звездообразный поршневой, уже опробованный на «Севере-2», но значительно модернизированный и получивший индекс АИ-14РС (буква С как раз обозначает принадлежность к проекту аэросаней) установлен в верхней задней части кузова и приводит во вращение воздушный трехлопастной винт АВ-79, имеющий диаметр 2,7 метра. Мощность мотора составляла 260 л.с. при 2 450 об/мин и позволяла разогнаться до 140 км/ч.


9.     Оценить
Увеличить
Конструкция получилась удачной: машина была быстрее предыдущего варианта, устойчивее, надежнее и могла перевозить более объемный и тяжелый груз. Причем по последнему параметру Ка-30 превосходил даже вертолет Ка-18, на котором стоял такой же двигатель — вертолет брал на борт чуть более 400 кг, а на аэросанях можно было увезти 600 кг или 8 человек.


10.     Оценить
Увеличить
После окончания разработки и изготовления первого макета в декабре 1961 года было решено сразу построить малую серию таких машин, чтобы на нескольких тестовых экземплярах отработать все возможные огрехи проектирования. Таким образом, на заводе «Прогресс» (ныне — ведущее предприятие ракетно-космической отрасли), в декабре 1962 года была изготовлена партия из шести аэросаней Ка-30. Одну машину сразу отдали на растерзание прочнистам, три отправили на испытания в Комсомольск-на-Амуре, две — в Якутск. А еще через пару лет, к концу 1964-го, «Прогресс» выпустил 28 аэросаней Ка-30, уже имевших доработанную по результатам испытаний конструкцию. В 1966 году документацию передали на «Дальмашзавод», который освоил производство 25-30 аэросаней в год.


11.     Оценить
Увеличить
Конечно, разработчики пытались еще усовершенствовать конструкцию. Например, лыжи предлагалось сделать не стальными, а стеклопластиковыми, с подошвами из фторопласта. Скорость движения на опытных образцах сразу подскочила на 25-30%, полезная нагрузка возросла в два раза, с 600 до 1 200 кг, а ресурс самой лыжи увеличился с 6 500 до 35 000 километров!


12.     Оценить
Увеличить
Увы, ни одно советское предприятие серийный выпуск таких лыж освоить не смогло. Зато аэросани Ка-30 примерили на себя роль амфибии, хотя изначально амфибией не были! Для движения по воде лыжи всего лишь заменили специальными поплавками, и такой гидровариант саней был испытан осенью 1965 года.


13.     Оценить
Увеличить
Более того, была даже версия с подводными крыльями — она была испытана год спустя, но для выхода на крыло Ка-30 требовался более мощный двигатель… Словом, запас для развития у этой конструкции был достаточным.


14.     Оценить
Увеличить
На такой выгодный во всех отношениях транспорт не могли не обратить внимание силовые структуры. В 1971 году КГБ заказал три модификации с прицелом на серийный выпуск: с более мощным двигателем, с удлиненным на 1 100 мм корпусом, усиленной подвеской и доработанными лыжами, а также с крупнокалиберным пулеметом на турели с сектором обстрела 270° — прямо как у легендарного НКЛ-26, который использовали в войну! Сколько было изготовлено таких спецэкземпляров, как они применялись, и остался ли из них хоть один целый? Тайны, до сих пор покрытые мраком.


15.     Оценить
Увеличить
Зато на «гражданке» Ка-30 использовались довольно широко — они понадобились связистам, металлургам, геологам, газовикам и сельскохозяйственникам. Регионы применения — от Крайнего Севера и Сибири до Казахстана и Дальнего Востока. Помимо функций почтового фургона, эта техника успешно справлялась с доставкой и других ценных грузов, например, денег, золотоносного песка, образцов редкоземельных металлов, для чего существовала специальная версия с усиленным кузовом…


16.     Оценить
Увеличить
И конечно, на Ка-30 перевозили людей. Было подсчитано, что на северных локальных маршрутах протяженностью порядка 60-80 километров гораздо удобнее использовать Ка-30, чем ранее задействованный вертолет Ми-4. При той же вместимости (8-10 человек) стоимость поездки получалась в несколько раз ниже стоимости перелета, а передвигаться аэросани могли в гораздо более сложных погодных условиях, чем вертолет. Ка-30, эти стремительные рычащие машины, часто работали при температурах ниже 40°С, за год набегая по 12 000 – 15 000 километров.


17.     Оценить
Увеличить
Увы, к началу 1990-х годов все экземпляры Ка-30, которые некогда выпустил «Дальмашзавод», были сняты с эксплуатации из-за полного износа. До сих пор этот уникальный транспорт, разработанный в ОКБ Н. И. Камова так и не получил адекватной замены. Доставлять бумажную почту со скоростью 140 км/ч в наш век электронных писем, пабликов и коротких сообщений приходится всё реже, а из остальных «профессий» аэросани потеснили квадроциклы, снегоходы, водные мотоциклы, катера, колесные вездеходы, гусеничная техника, авиация.


18.     Оценить
Увеличить
Впрочем, не совсем. Аэросани как вид техники продолжают успешно существовать, просто вектор их развития сложился немного другой, в сторону менее вместительных, но более аэродинамичных и легких машин.


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Главная страница
Нет текущей ленты.

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:681984 Репа:>50    Гевара [12]  03.02.2018    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Тема!!! Спиzдю с твоего позволения-с


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название



Pokazuha.ru
многим понравилось
Нескромные пляжные забавы в объективе скрытой каме...
Pokazuha.ru
многим понравилось
Подборка различных окончаний - 13.
Video file
Pokazuha.ru
многим понравилось
САМЫЙ ЖУТКИЙ БАР В МИРЕ!
Pokazuha.ru
многим понравилось
Просто фото, просто жизнь. — 1272. На улицах Ст...


Еще...
 
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1371366
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта