Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.


ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ

Отключите навсегда надоедливую рекламу при просмотре публикаций!


Как работала в годы Второй Мировой войны карточная система в США
Выложено 31 марта 2024
Разное

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  woodenfrog Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 9.7 (23)   Комментариев 1
Просмотров 462


история,   война,   сша
[ теги сайта ]

Автор – Уилл Адамс (Will Adams)

Переведено автором публикации.

Продовольственные жетоны Второй Мировой

Слоняясь в один праздный день по антикварному магазину, я наткнулся на набор красных и синих дисков, выставленных без разбора в закрытой витрине. Размером и толщиной с цент, изготовленные из волокнистого материала и похожие на монеты, эти жетоны – и ещё миллионы таких же, как я вскоре узнал – сыграли важную роль в американской экономике во время Второй Мировой войны.

Америка объявляет войну

Нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года заставило покончить со спорами, участвовать ли Америке во Второй Мировой войне или нет. Через день Конгресс США объявил войну имперской Японии. Почти тут же экономика Америки перешла на производство военной продукции.

Экономика военного времени

Единым росчерком пера президент Франклин Д. Рузвельт создал в январе 1942 года Управление военного производства (War Production Board, WPB). WPB тотчас занялось переводом промышленности с мирной работы на военные нужды, распределением дефицитных материалов, установлением приоритетов в распределении материалов и услуг, и запретило производство несущественной продукции.

Когда промышленность перешла на военные рельсы, товары широкого потребления стали дефицитом, и вскоре экономику захлестнула инфляция. В ответ Управлению по регулированию цен (Office of Price Administration, OPA) были даны полномочия поднять цены на всё, за исключением сельскохозяйственной продукции, и ввести нормирование на дефицитные товары. OPA, осуществляя свои полномочия, прибегало к самым разным инструментам.

Нормирование в условиях военного времени

Самыми примечательными из этих инструментов были продовольственные и промтоварные карточки (с печатью OPA), жетоны и купоны, которые выдавались каждой американской семье. Эти инструменты указывали, сколько бензина, шин, сахара, мяса, консервов, кофе, шёлка, обуви, нейлона и других необходимых товаров мог купить один человек.

В мае 1942 года OPA начала процесс замораживания цен буквально на все потребительские товары, начиная с сахара и кофе. Чтобы управлять ценообразованием и ограничениями в распределении, по всей стране были созданы около 6000 местных бюро нормирования, укомплектованных преимущественно волонтёрами. 4 мая 1942 года эти волонтёры распространили военную продовольственную карточку №1, известную в народе как «карточка на сахар» (“Sugar Book”).

Продовольственные карточки имели отрываемые купоны, которые можно было обменять на конкретные нормированные товары, такие, как сахар, мясо, консервы. Красные купоны использовали для выдачи по нормам мяса и масла, а синие – для бакалейных товаров.

Бакалейщик не мог продать покупателю товар, подлежащий распределению, не забрав у него соответствующие купоны. А поскольку купоны выдавались на месяц, ещё раз купить такой товар было нельзя.

Такие ограничения были введены для экономного планирования продовольствия и недопущения отходов. Кулинарная книга американской домохозяйки в годы войны была выпущена отдельным изданием, в нём были рецепты, меню и советы о том, как из небольшого количества продуктов, бывшего у неё под рукой, выжать максимум.

Виды нормирования

Некоторые важные продукты, такие, как сахар, нормировались по Единой системе купонов (Uniform coupon rationing system), которая обеспечивала равные доли одного товара всем покупателям. Количество товаров, распределение которых осуществлялось по этому методу, зависело также от количества людей в каждом домохозяйстве.

OPA также применило нормирование по очкам, по которому правительство выдавало каждому человеку, включая младенцев, очки в форме военных продовольственных карточек и купонов OPA. Приобретая нормированные продукты, покупатель должен был вернуть очки (купоны OPA) и оплатить товары твёрдой валютой. Бакалейщик, в свою очередь, передавал использованные купоны OPA, чтобы получить разрешение на получение и пополнение товаров.

Другие товары, вроде бензина или машинного масла, выдавались по нормам только тем, кто мог доказать необходимость в них в Дифференциальной системе купонов (Differential coupon rationing system). Наконец, Система сертификатов (Certificate rationing) позволяла человеку покупать дефицитные товары, вроде шин и автомобилей, только после приложения заявления о необходимости покупки.

В связи с захватом Японией каучуковых плантаций в Датской Ост-Индии резина стала первым непищевым товаром, который стало нормировать OPA. На этих плантациях производилось 90% потребляемого Америкой каучукового сырья.

Продовольственные жетоны Второй Мировой

Чтобы сделать мелочь для продовольственных карточек, 27 февраля 1944 года OPA ввела красные и синие жетоны. «Красноочковые» жетоны выдавались как сдача за красные купоны, «синеочковые» жетоны – за синие купоны. Жетон стоил одно очко, один купон OPA был равен 10 жетонам.

И красные, и синие жетоны были 16 мм в диаметре и изготавливались из целлулоида, первого синтетического пластика, изобретённого в 1860-х годах. Учитывая нехватку металлов, целлулоид стал для OPA прочным, подлежащим формовке материалом, дешёвым в производстве и достаточно стойким к истиранию, чтобы выдержать многократное использование.

На каждом жетоне было число «1», по обеим сторонам которого стояли буквы, а по ободку шли слова «КРАСНОЕ (или СИНЕЕ) ОЧКО OPA» (“OPA RED (or BLUE) POINT”). Для коллекционеров важнее всего именно комбинации букв.

Есть 24 разных сочетания букв, известных для синих жетонов: CC, CH, CT, CV, CX, HH, HU, HV, HX, HY, TC, TT, TU, TV, TX, UU, VV, WC, WH, WT, WU, WW, XX, YY.

Для красных жетонов таких сочетаний 30: HC, HT, MV, MM, TH, TY, UC, UH, UT, UV, UX, UY, VC, VH, VT, VU, VX, VY, XC, XH, XT, XU, XV, XY, YC, YH, YT, YU, YV, YX.

Большинство нумизматов считает, что сочетания букв не имели никакой другой цели, кроме защиты от подделок.

Труднее всего найти (они и стоят дороже) буквенные сочетания MV и MM для красных жетонов и WH, CX и WC для синих жетонов. Как и у традиционных монет, бракованные жетоны с «двойным оттиском» или со «смещением» ценятся дороже. Красные жетоны больше распространены, чем синие.

Берегите мелочь

Хотя контроль OPA над ценами и нормирование продолжались, жетоны OPA перестали чеканить в 1945 году. После окончания войны призыв к быстрому дерегулированию экономики нашёл широкую поддержку среди консерваторов и бизнесменов. Движение против «вздувших цены управленцев» (“Over Priced Administrators”) в итоге привело к поражению многих чиновников-демократов на промежуточных выборах 1946 года, и Конгресс перешёл под контроль республиканцев.

После такого разгрома президент Гарри Трумэн уничтожил контроль почти над всеми ценами и зарплатами. Хотя полномочия OPA истекали лишь 30 июня 1947 года, его задачи и возможности были сильно урезаны Трумэном. К концу 1946 года большинство офисов OPA по распределению было закрыто, да и само OPA вскоре свернуло свою деятельность.

1.     Оценить
Увеличить
Этот плакат появился сразу после создания OPA, ещё в августе 1941 года, до нападения на Перл-Харбор. По-видимому, не всё гладко с экономикой США было уже тогда, так как на плакате написано: «Инфляция. Цены растут. Тогда люди покупают меньше. Бизнес рушится. Люди теряют работу. Помоги своему [отделению] OPA бороться с инфляцией»


2.     Оценить
Увеличить
Это – первый опубликованный снимок военной продукции. Тяжёлые бомбардировщики B-17 («Летающие крепости») на одном из заводов Boeing в Сиэтле, штат Вашингтон. Источник фото: фото ВВС США


3.     Оценить
Увеличить
Продовольственная карточка, принадлежащая Марджори Форестер (Marjorie Forester) с сертификатом регистратора, добавленным к низу сложенного документа; продовольственные купоны прикреплены к низу документа, их осталось только пять. Источник фото: University of North Texas Libraries, The Portal to Texas History


4.     Оценить
Увеличить
Нетерпеливый школьник протягивает военную продовольственную карточку №2 своей семьи. Когда многие родители были заняты работой на оборонных предприятиях, на их детей возлагались обязанности по дому, которые обычно выполнялись взрослыми. Источник фото: Palmer, Alfred T., photographer. United States. Office of War Information. Library of Congress


5.     Оценить
Увеличить
Слева. Молодая женщина разговаривает с мясником, сжимая в руке свои купоны. Обратите внимание на объявление с максимальными ценами за её спиной. Справа. Разделанное мясо с максимальными ценами и стоимостью в очках за фунт на витрине мясника. Источник фото: Palmer, Alfred T., photographer. United States. Office of War Information. Library of Congress


6.     Оценить
Увеличить
Эти продовольственные жетоны, также называвшиеся очками OPA, выдавались на сдачу с купонов OPA. Источник фото: Tokens within the private collection of the author, Will Adams [жетоны из личной коллекции автора, Уилла Адамса]


7.     Оценить
Увеличить
Этот плакат о продовольственных жетонах – часть программы нормирования, введённой OPA в США во время Второй Мировой войны. Плакат рассылали почтой розничным продавцам, которые обязаны были вывешивать его на стене магазина для всеобщего обозрения. Очень любопытный плакат. В нём говорится о продовольственной карточке №4, о вводе в действие жетонов с определёнными буквенными комбинациями, а также о коричневых и зелёных жетонах, которые, возможно, предназначались для других групп товаров. Источник фото: United States Holocaust Memorial Museum Collection, Gift of David and Zelda Silberman


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Текущая лента: Основная лента новинок сайта
Основная лента новинок сайта

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:961696 Репа:>50    Dvigay [12]  01.04.2024    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Интересно, спасибо!


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название



Pokazuha.ru
часто смотрят
ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТАКИЕ "КОЗОЧКИ&qu...
Pokazuha.ru
часто смотрят
Пришла, отсосала и поскакала, бодрое утро симпат...
Pokazuha.ru
часто смотрят
Вечерняя Эротика! 88
Pokazuha.ru
часто смотрят
семейная пара очень любит анал


Еще...
 
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1527013
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта