Продолжаю серию публикаций об уникальных локомотивах нашей Родины.
Электровозы ВЛ85/ВЛ15
Мощнейшие электровозы СССР и России, одни из мощнейших грузовых электровозов в мире (ВЛ85 до 2000 года),выпускавшиеся на Новочеркасском электровозостроительном (ВЛ85) и Тбилисском электровозостроительном (ВЛ15) заводах.
Электровоз ВЛ85 — электровоз переменного тока, выпускавшийся в 1983—1994 годах.
Первый электровоз серии ВЛ85, по проекту, разработанному во ВЭлНИИ, Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) построил в мае 1983 года. В конце года был построен второй электровоз. Имеет мощность 10020 кВт, вес 300т и максимальную конструкционную скорость до 100 км/ч. Имел осевую формулу — 2(2O−2O−2O). Опытные электровозы прошли испытания на кольце НЭВЗ, затем тяговый-энергетические испытания на кольце ВНИИЖТа, динамические и по воздействию на путь на участке Белореченская — Майкоп Северо-Кавказской железной дороги. Эксплуатационные испытания электровозы проходили на линии Мариинск — Красноярск — Тайшет, Абакан — Тайшет — Лена и на Северо-Кавказской железной дороге. По результатам испытаний государственная комиссия по приемке опытно-конструкторских работ дала заключение, что электровоз ВЛ85 может быть отнесен к высшей категории качества.
В 1985 году НЭВЗ изготавливает установочную партию электровозов, а с 1986 года начинается их серийный выпуск. Выпуск электровозов продолжался ориентировочно до 1994 года, было изготовлено 270 электровозов ВЛ85. Последние 2 экземпляра достались в ТЧЭ-2 Нижнеудинск в 1994 году.
Все электровозы ВЛ85 эксплуатируются в настоящее время на Восточно-Сибирской железной дороге в депо Нижнеудинск. Полигон работы электровозов ВЛ85 простирается от Мариинска до станции Борзя. Несколько электровозов пострадали при крушениях и пожарах и к 2006 году списаны.
Электровоз ВЛ15 — электровоз постоянного тока, выпускавшийся в 1984—1991 годы.
Часть агрегатов аналогична ВЛ11, электровоз унифицирован с ВЛ85. Имеет мощность 8400 кВт, вес 300 т и максимальную конструкционную скорость до 100 км/ч. Имел осевую формулу — 2(2O−2O−2O). Всего на Тбилисском и Новочеркасском (где делалась механическая часть) заводах было построено 50 таких машин. Из них 4 электровоза модификации ВЛ15с (отличием от ВЛ15 является оборудование системы многих единиц), а также 6 электровозов модификации ВЛ15а (отличие в том, что они выпущены без возможности рекуперации).
Большинство электровозов этой серии эксплуатировались в разные годы в локомотивных депо Кандалакша (с 1995—2001), Волховстрой и Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Многие локомотивы в работе на Октябрьской ЖД.
До 2000 года ВЛ85 считался мощнейшим грузовым магистральным электровозом в мире вошедшим в серию, но в связи с выпуском IORE ( норвежско-шведский двенадцатиосный грузовой электровоз переменного тока мощностью 10800 кВт, выпускаемый заводами Adtranz и Bombardier с 2000 по 2011 гг. и эксплуатируемый на железнодорожной линии Мальмбанан где водит грузовые поезда с железной рудой)уступил пальму первенства.
Начало серии
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1172141
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1172143
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1173613