Продолжаю серию публикаций об уникальных локомотивах нашей Родины.
Электровоз ВЛ86Ф
ВЛ86Ф (индекс Ф означает фазовое регулирование) — мощный советский магистральный электровоз переменного тока. Самый мощный электровоз в мире, но не вошедший в серию. По конструкции был схож с другим мощным электровозом — ВЛ85, но имел асинхронные тяговые двигатели, а основу системы регулирования составляли четырёхквадрантные преобразователи.
Первые попытки применить на советских железных дорогах электроподвижной состав с асинхронными тяговыми двигателями были предприняты ещё в 1960-е годы. Так в 1967 году завод НЭВЗ выпустил опытный электровоз ВЛ80-238, у которого на одной из секций (макетной) были установлены восьми полюсные асинхронные тяговые электродвигатели ЭТА-1200 мощностью по 1200 кВт. Проведя различные испытания и выявив отдельные недостатки, в 1971 году завод выпустил электровоз ВЛ80А-751 (с асинхронными ТЭД). Данный электровоз имел механическую часть от электровоза ВЛ80, но тяговыми двигателями на нём были асинхронные НБ-605 мощностью в 1200 кВт. По сравнению с макетной секцией, на данном электровозе регулирование выходного напряжения было не ступенчатое, а плавное зонно-фазовое (по 7 зонам). Как и на секции, преобразование тока в постоянный осуществлялось в автономных инверторах напряжения — по одному на каждый тяговый двигатель. Однако несовершенство имеющейся в то время силовой электронной базы привело к сворачиванию заводом работ по исследованиям бесколлекторного тягового привода.
В начале 1980-х годов появились полупроводниковые приборы с гораздо лучшими параметрами, к тому же к тому времени уже накопился опыт эксплуатации электровозов ВЛ80Р с электронными преобразователями. В результате на заводе НЭВЗ были возобновлены работы по созданию подвижного состава с асинхронными ТЭД. Было начато проектирование двух вариантов 12 осных электровозов. Первый из них был вскоре отклонён и рабочее проектирование начали по второму. Согласно ему в силовой схеме управляемый выпрямитель и автономный инвертор напряжения заменялись на четырёхквадрантный преобразователь. Данный тип преобразователя к тому времени только появился на немецких железных дорогах и сочетал в себе и выпрямитель и трёхфазный инвертор, а заодно позволял осуществлять регулирование во всех четырёх квадрантах (отсюда и название). Изготовление установок велось на финской фирме «Стрёмберг», с которой НЭВЗ уже работал ранее (поставляла выпрямительные установки для электровозов Sr1). В конце 1985 года НЭВЗом совместно с финской фирмой «Кюми-Стрёмберг» было завершено изготовление нового электровоза, которому присвоили обозначение ВЛ86Ф-001.
Механическая часть этого электровоза выполнена по типу механической части электровоза ВЛ85 с изменениями отдельных узлов, связанными с применением на локомотиве другого оборудования и иного его размещения. Сохранена опорно-осевая подвеска тяговых электродвигателей, применена двусторонняя зубчатая передача.
Электровоз ВЛ86Ф самый мощный представитель советского локомотивостроения, а также самый мощный электровоз в мире вплоть до настоящего времени ( но не вошедший в серию). В силу ряда причин, в том числе и из-за тяжёлого экономического положения в стране, данный электровоз в серию запущен не был и так и остался опытным. В настоящее время секция А находится на НЭВЗе, секция Б — на территории Щербинского кольца ВНИИЖТа.
Мощность электровоза ВЛ86Ф составляла 11400 кВт. (для сравнения: на сегодняшний день мощнейшим серийным электровозом считается щведско-норвежский IORE, мощностью 10800 кВт, но он был выпущен только в 2000 году, спустя 15 лет после ВЛ86Ф).
Начало серии
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1172141
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1172143
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1173613
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1178036